На тему: ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА

Давно ушли в прошлое многие события, вол­новавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явле­ние довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М. Горький пи­сал: «… Сергей Есенин не столько человек, сколь­ко орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «пе­чали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — зас­лужено человеком».

Милосердие,

сочувствие и любовь ко всему живому — вот основные состав­ные поэзии С. Есенина всех периодов творчества.

Для героя Есенина родная земля это свое­образный храм, в котором, молясь «на алы зори» и причащаясь у ручья, можно забыть о людском горе. Мягкая зелень полей — лучшие в мире па­латы и хоромы. Человек и природа говорят на одном языке, доверяя друг другу душевные тай­ны, горести и мечты:

Говорят со мной коровы На кивливом языке.

Духовитые дубровы Кличут ветками к реке.

Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами

природы, мы просто заражаемся авторским ощу­щением полноты и красоты жизни. Мы сочув­ствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе.

Мы слуша­ем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузни­це. Наслаждаемся отлаженной мастерской рабо­той сельского кузнеца. С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.

Игривые мечты, улетающие в заоблачную даль, превращаются в сталь. А там, вдали, «за черной тучей, за порогом хмурых дней, реет солн­ца блеск могучий над равнинами полей». Карти­ны родной природы неразрывно связаны у Есе­нина с чувствами и переживаниями лирическо­го героя.

Есенинская параллель природа — чело­век отмечена яркой печатью национальной само­бытности, поэт находит для нее типично русские реалии быта и пейзажа, характерные приметы образа мыслей и чувств русского человека. Все у него — из мира родной природы, народных по­этических представлений, переживаний.

Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лоша­дей пробуждают во мне воспоминания о минув­шем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая. При­ем очеловечивания природы, перенесения явле­ний природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался клас­сиками.

Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно. Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее стано­вились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.

В основе художественного метода Есенина — полное и органичное слияние внутреннего пере­живания с природой. Его пейзаж одушевлен­ный — это образное самораскрытие, философ­ская медитация. В картине природы, в ее поэти­ческой метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы — о самом сокровенном, о том, что свой­ственно человеку:

Листья падают, листья падают.

Стонет ветер,

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

При этом, особенно в ранний период творче­ства, поэт использует традиционную фольклор­ную символику: «понакаркали черные вороны»; «стая туч твоих, по-волчьи лающих». Для созда­ния общей эмоциональной картины используют­ся хорошо знакомые каждому явления и состоя­ния природы. Для передачи грустных настрое­ний, утрат, душевного смятения — образы осе­ни, листопада, пронизывающего ветра, зимней метели:

Хорошо в эту лунную осень Бродить по траве одному И сбирать на дороге колосья В обнищалую душу-суму.

Для передачи умиротворенного состояния души — образы лета, весны, зрелых колосьев на полях, цветущих лугов:

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся — далекая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.

Один из любимейших образов поэта — русская береза. Появляется он в одном из первых опуб­ликованных стихотворений «Белая береза под моим окном». Внешняя простота, безыскусность несет в себе неведомые глубины чувств, пережи­ваний.

Душа восемнадцатилетнего юноши, оча­рованная красотой родной природы, стремится в неизведанные дали. В одном из последних стихо­творений у Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Становится понятным, что белая береза с тон­ким станом олицетворяет для поэта и русскую природу, и женщину, и возлюбленную, и саму родину. По словам А. Толстого, Есенин — это «пе­вучий дар славянской души»; «он весь растворен в природе, в живой, многоголосой прелести зем­ли». Растворение в родной природе, родной сти­хии и привлекает нас в творчестве этого велико­го национального поэта.




На тему: ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА