На тему: ЧУВСТВО ТОСКИ И ОДИНОЧЕСТВА В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
Время, когда жил великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, было сложным и противоречивым. Это было время великих исторических событий, время значительных перемен в жизни и взглядах русского общества. Поэт принадлежал к передовым людям того времени, поэтому первым откликнулся на все проблемы и трагедии современной ему жизни.
Трагизм и противоречивость эпохи наложили существенный отпечаток на творчество Лермонтова, которое исполнено грусти, тоски и чувства одиночества.
Мысли об одиночестве воплотились в целом ряде ярких образов. Это
Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят, будто сны…
Обостренное чувство одиночества у Лермонтова было тесно связано с нетерпимостью ко всякого рода несправедливостям, которыми было наполнено окружающее его общество, окружающая его жизнь. Причину своей отчужденности поэт видел в несправедливом устройстве мира, в котором человек вынужден утрачивать все, чем он дорожит.
Если же он сражается за свои идеалы, то обречен на одиночество и непонимание. Именно это произошло с самим Лермонтовым: независимость, любовь к свободе и справедливости, возможность мирного созерцания природы, склонность к самоуглублению и решению нравственно-этических проблем он был вынужден оплачивать утратой дружбы и холодом отчуждения.
Подобно герою поэмы «Демон», автор страдает от противоречий, раздирающих все вокруг него. Он тоскует по гармонии, которая недоступна в этом мире. В понимании поэта гармония вообще недостижима, так как мир изначально расколот и существует в виде несоединимых противоположностей. Лермонтов не был добровольным изгнанником, странником, сознательно, по собственному желанию обрекающим себя на оторванность от окружающего мира, он постоянно испытывал стремление к общению. Это стремление отчетливо прослеживается во многих стихотворениях, таких как «На севере диком…», «Узник», «Сосед», «Пленный рыцарь» и многих других.
Но это стремление все время наталкивалось на многочисленные барьеры, почти непреодолимые в условиях сословно-иерархического государства. Лирический герой Лермонтова искренне и глубоко страдает от невозможности преодолеть вынужденное одиночество, он мечтает вырваться из трагического замкнутого круга, надеется обрести «душу родную». Отчетливо об этом сказано в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…»:
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незваную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Стихи Лермонтова полны тоски и печали. Он грустит о том, что в жизни «и радость, и муки, и все так ничтожно». Его существование отягощено неискренними, фальшивыми условиями жизни «высшего» общества.
Понимая, что не в силах в одиночку изменить этот мир, он стремится скрыться от него, убежать в «край чужой», в надежде, что, может быть, там обретет покой: «Прости. Мой друг!.. как призрак я лечу в далекий край: печали я ищу…»
Ни в родной стране, ни на чужбине его не ожидает ничего, кроме той же тоски, грусти и одиночества. Но сознание собственного одиночества не отрывало поэта от жизни, не уводило его в мир отвлеченных мечтаний. Он восхищается окружающей природой, взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в воздухе.
Только в природе возможна, по Мнению Лермонтова, та гармония и свобода, к которой он так стремится, но которой никогда не суждено достичь ему в мире людей. В человеческом обществе нет тишины и покоя, в нем бушуют страсти и душевные тревоги — поэтому лермонтовскому герою «больно и… трудно».
Тоска, одиночество, ожидание «холодного сна могилы» сопровождают поэта постоянно, даже тогда, когда он переживает волнения любовного чувства:
Пусть я кого-нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою, — пишет он в стихотворении «Стансы» . И эта тоска усиливается по мере того как автор познает жизнь — во всей ее несправедливости, неприглядности и трагичности.
Если в начале творческого пути в поэзии Лермонтова еще можно встретить романтические мотивы, надежду на светлое будущее, на счастье, на гармонию и умиротворение, то в более поздних произведениях поэт совершенно иначе смотрит на свою жизнь. Здесь уже нет и тени идеализации — ни прошлого, ни настоящего. И в будущее он смотрит уже не с надеждой, а «с боязнью»:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла…
«Тьмой и холодом» объята душа поэта, его свободолюбивые стремления увяли «в бурях рока», он осознал их безнадежность и несбыточность.
Наверное, самым близким образом для поэта, образом, в котором сильнее всего отразился характер автора, его мысли, стремления, идеал, является герой поэмы «Мцыри», про которого критик
В. Г. Белинский говорил, что «это отражение в поэзии тени его собственной личности». Вот почему хотелось бы закончить свое сочинение строками из этой великой поэмы Лермонтова:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей Я ныне громко признаю И о прощенье не молю.
Эта страсть — стремление к свободе, независимости, которой так и не нашел поэт в жизни. Эта страсть и невозможность ее реализации и вели Лермонтова путем тоски и одиночества.
На тему: ЧУВСТВО ТОСКИ И ОДИНОЧЕСТВА В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА