На тему: Деревенская тема в русской ЛИТЕРАТУРЕ 60-80-Х ГОДОВ XX ВЕКА

Русская деревня — это целый мир, особый и неповтори­мый. Еще А. Пушкин восхищался тем, что можно убе­жать в этот «пустынный уголок, приют спокойствия, тру­дов и вдохновенья, где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья». И по прошествии без малого двух столетий мы все так же уезжаем от городской суеты и потока машин в деревню, на чистый свежий воздух. Но при этом нельзя не заметить, что современная деревня все меньше притягивает и пленяет своей красотой и гар­монией, мудрым спокойствием и «простым величием про­стых

людей».

Что же случилось с ней в последнее столе­тие? Когда и почему началась ее гибель и деградация?

Есть ли ответы на эти вопросы в нашей литературе? Ведь деревенская проза представлена в русской литературе XX века именами таких мастеров слова, как Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, Б. Можаев, В. Распутин, Е. Носов. Каждый из них привнес что-то свое в русскую литера­туру. Но я хочу остановиться на творчестве Ф. Абрамова.

Мне кажется, что он более иных является тем автором, который считает русскую деревню центром «национально­го космоса», узлом множества жизненно важных и неразре­шимых до сей поры проблем.

Особенно

ярко это видно на примере тетралогии Ф. Аб­рамова «Пряслины». Автор вводит в русскую литературу целый мир, в котором переплетаются разные судьбы и ху­дожественные характеры. В тетралогию входят романы «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «пути-перепутья», «Дом», в которых повествуется о тридцатилетней судьбе крестьянства русского Севера.

Тетралогию Ф. Абрамова критика называет «эпосом на­родной жизни». И такое определение вполне справедливо. Уже в первом романе «Братья и сестры» автор дает па­норамное изображение народной трагедии, тех бед и стра­даний, «сражений за хлеб, за жизнь», которые вели полуго­лодные бабы, старики и подростки в военное лихолетье.

Поэтому неудивительно, что на страницах романа так много людского горя. Но мужества, выносливости, душевной щедрости и бескорыстия в нем все-таки больше.

В романе «Пути-перепутья» писатель задает извечные вопросы деревенской жизни, которые не решены и по сей день. Почему в деревне — истинной кормилице государства российского — царят нищета и бесхозяйственность? Поче­му крестьянин-хлебороб, кормящий страну, сам остается без хлеба и молока?

Кто подлинный хозяин в стране?

Герои до хрипоты спорят о способах ведения хозяйства, об отноше­нии к народу и человеку, о безнравственной эксплуатации народного энтузиазма, о причинах бедственного положе­ния в стране, о войне и ее последствиях, о пагубности «выполнения плана любой ценой», о трагедии слепого фа­натизма.

Подрезов — фигура, несомненно, трагическая. Он не утратил своих корней, своей связи с простым крестьяни­ном, он не пользуется привилегиями, живет аскетично и просто, как трудовой человек. Его беда — в беспрекослов­ном подчинении власти, слепой вере в Сталина и социалис­тическую идею. В своем районе он — смелый, инициатив­ный и даже самокритичный хозяин. Но ему и в голову не приходит отстаивать свою правоту перед Москвой.

Он го­тов любой ценой выполнить план, «выгребать из деревни все, до зернышка». И требование Зарудного подумать о людях, создать для них нормальные жизненные условия Подрезов воспринимает как крамольное.

Много горечи, досады, разочарования, глухой невы­сказанной тревоги и усталости в последнем романе тетра­логии «Дом». В нем речь идет о судьбах деревни в 70-е годы. Как бы мы ни понимали образ «дома» , все равно нет ни покоя, ни лада, ни удовлетворенности.

Народ не беден, не голодает, но и радости особой у него нет. Из его жизни исчезла объединяющая всех и вдохновляющая идея, обесценились нравственные ценности, забыты вековые устои.

В подобной обстановке горько жить Михаилу Пряспину, о судьбе которого автор рассказывает в романах тетралогии. В тяжелые времена он не искал, где работа полегче, где больше заплатят. Труд и земля были для пего главными ценностями. В своей жизни он твердо усво­ил те строгие и простые моральные заповеди, которые царили в крестьянской среде и передавались из поколения и поколение, — работать не покладая рук, держать дом в чистоте и достатке, воспитывать детей честными людьми.

И этот нравственный стержень помогал ему выстоять даже в самые тяжелые времена.

Что же случилось с Михаилом, когда все трудности, казалось бы, уже преодолены, когда выстроен дом, выращены дети? Почему растет в его душе горечь? Да потому, что накапливаются потери: уходят хорошие, много испытавшие люди, зарастают поля и луга, слабе­ют узы родства, и даже рвение к работе, хваленое пряслинское трудолюбие становятся чуть ли не в тягость односельчанам.

На примере Михаила Пряслина мы видим, что человек сегодняшней деревни оказался на распутье. Разрушен ве­ковой жизненный уклад, крестьянин отлучен от земли — первоосновы народной жизни. Драматичность нашего вре­мени — в запустении деревень, в «засорении» крестьянс­ких душ, нарушении гармонии между человеком-землепашцем и властью.

Где взять силы, не только физиче­ские, но и духовные, чтобы не сломаться, чтобы жить и выращивать хлеб? Где найти те ключевые родники, в ко­торых можно омыть и очистить замутненную душу? Эти вопросы остаются пока без ответа.

Но я верю, что придет время, когда наша деревня возродится, и люди, живущие в ней, будут счастливы и свободны.




На тему: Деревенская тема в русской ЛИТЕРАТУРЕ 60-80-Х ГОДОВ XX ВЕКА