На тему: Деревенская тема в русской ЛИТЕРАТУРЕ 60-80-Х ГОДОВ XX ВЕКА
Русская деревня — это целый мир, особый и неповторимый. Еще А. Пушкин восхищался тем, что можно убежать в этот «пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья, где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья». И по прошествии без малого двух столетий мы все так же уезжаем от городской суеты и потока машин в деревню, на чистый свежий воздух. Но при этом нельзя не заметить, что современная деревня все меньше притягивает и пленяет своей красотой и гармонией, мудрым спокойствием и «простым величием простых
Что же случилось с ней в последнее столетие? Когда и почему началась ее гибель и деградация?
Есть ли ответы на эти вопросы в нашей литературе? Ведь деревенская проза представлена в русской литературе XX века именами таких мастеров слова, как Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, Б. Можаев, В. Распутин, Е. Носов. Каждый из них привнес что-то свое в русскую литературу. Но я хочу остановиться на творчестве Ф. Абрамова.
Мне кажется, что он более иных является тем автором, который считает русскую деревню центром «национального космоса», узлом множества жизненно важных и неразрешимых до сей поры проблем.
Особенно
Тетралогию Ф. Абрамова критика называет «эпосом народной жизни». И такое определение вполне справедливо. Уже в первом романе «Братья и сестры» автор дает панорамное изображение народной трагедии, тех бед и страданий, «сражений за хлеб, за жизнь», которые вели полуголодные бабы, старики и подростки в военное лихолетье.
Поэтому неудивительно, что на страницах романа так много людского горя. Но мужества, выносливости, душевной щедрости и бескорыстия в нем все-таки больше.
В романе «Пути-перепутья» писатель задает извечные вопросы деревенской жизни, которые не решены и по сей день. Почему в деревне — истинной кормилице государства российского — царят нищета и бесхозяйственность? Почему крестьянин-хлебороб, кормящий страну, сам остается без хлеба и молока?
Кто подлинный хозяин в стране?
Герои до хрипоты спорят о способах ведения хозяйства, об отношении к народу и человеку, о безнравственной эксплуатации народного энтузиазма, о причинах бедственного положения в стране, о войне и ее последствиях, о пагубности «выполнения плана любой ценой», о трагедии слепого фанатизма.
Подрезов — фигура, несомненно, трагическая. Он не утратил своих корней, своей связи с простым крестьянином, он не пользуется привилегиями, живет аскетично и просто, как трудовой человек. Его беда — в беспрекословном подчинении власти, слепой вере в Сталина и социалистическую идею. В своем районе он — смелый, инициативный и даже самокритичный хозяин. Но ему и в голову не приходит отстаивать свою правоту перед Москвой.
Он готов любой ценой выполнить план, «выгребать из деревни все, до зернышка». И требование Зарудного подумать о людях, создать для них нормальные жизненные условия Подрезов воспринимает как крамольное.
Много горечи, досады, разочарования, глухой невысказанной тревоги и усталости в последнем романе тетралогии «Дом». В нем речь идет о судьбах деревни в 70-е годы. Как бы мы ни понимали образ «дома» , все равно нет ни покоя, ни лада, ни удовлетворенности.
Народ не беден, не голодает, но и радости особой у него нет. Из его жизни исчезла объединяющая всех и вдохновляющая идея, обесценились нравственные ценности, забыты вековые устои.
В подобной обстановке горько жить Михаилу Пряспину, о судьбе которого автор рассказывает в романах тетралогии. В тяжелые времена он не искал, где работа полегче, где больше заплатят. Труд и земля были для пего главными ценностями. В своей жизни он твердо усвоил те строгие и простые моральные заповеди, которые царили в крестьянской среде и передавались из поколения и поколение, — работать не покладая рук, держать дом в чистоте и достатке, воспитывать детей честными людьми.
И этот нравственный стержень помогал ему выстоять даже в самые тяжелые времена.
Что же случилось с Михаилом, когда все трудности, казалось бы, уже преодолены, когда выстроен дом, выращены дети? Почему растет в его душе горечь? Да потому, что накапливаются потери: уходят хорошие, много испытавшие люди, зарастают поля и луга, слабеют узы родства, и даже рвение к работе, хваленое пряслинское трудолюбие становятся чуть ли не в тягость односельчанам.
На примере Михаила Пряслина мы видим, что человек сегодняшней деревни оказался на распутье. Разрушен вековой жизненный уклад, крестьянин отлучен от земли — первоосновы народной жизни. Драматичность нашего времени — в запустении деревень, в «засорении» крестьянских душ, нарушении гармонии между человеком-землепашцем и властью.
Где взять силы, не только физические, но и духовные, чтобы не сломаться, чтобы жить и выращивать хлеб? Где найти те ключевые родники, в которых можно омыть и очистить замутненную душу? Эти вопросы остаются пока без ответа.
Но я верю, что придет время, когда наша деревня возродится, и люди, живущие в ней, будут счастливы и свободны.
На тему: Деревенская тема в русской ЛИТЕРАТУРЕ 60-80-Х ГОДОВ XX ВЕКА