На тему: Деревня в прозе Бунина
Образ деревни проходит через все творчество Бунина и выступает в двух темах: жизнь и быт крестьян и разорение дворянских усадеб. Эти темы иногда решаются отдельно друг от друга, но чаще параллельно.
Страшный мир крестьянской нищеты раскрывается в рассказе «Танька», характерном для раннего творчества Бунина. В семье мужика Корнея нечем кормить детей. Голодную пятилетнюю девочку Таньку мать выгоняет на улицу.
Это маленькое, дрожащее от холода, оборванное существо олицетворяет пореформенную деревню. Бунин сочувственно относится
Бунин показывает глубокую пропасть между помещиками и народом.
О разорении дворянских гнезд повествуется в рассказе «Байбаки». Прежде богатое именье Лучезаровка скудеет, превращается
Однако Бунин показывает, что виноваты не реформы, а сами помещики — байбаки, лентяи, не сумевшие сохранить хозяйство, беспомощные в быту, развратившие и своих слуг, не способные трудиться.
Та же тема уходящих дворянских гнезд раскрывается в лирическом рассказе «Антоновские яблоки». Это рассказ об уходящей в прошлое целой исторической полосе в жизни России. Бунин видит немало светлого, поэтичного в прошлой жизни.
Пьянящий запах антоновских яблок ассоциируется у него с красотой прежней деревенской идиллии. В памяти героя всплывают нежные ностальгические картины прошлого — барский сад, гости в залитом солнцем большом зале, славный запах старинных переплетов в дедушкиной библиотеке, пьянящий аромат яблок. Идиллические воспоминания чередуются с реалистическим изображением нынешней усадьбы, в которой видно оскудение, разорение помещичьих гнезд.
Все же в рассказе Бунина главное, определяющее — это элегическая тональность, грусть прощания с уходящей дворянско-патриархальной Россией.
В «Антоновских яблоках» проявилась синтетическая природа бунинского стиля, в котором сливаются воедино запахи, краски, звуки, а будничное наполнено поэтическим светом и лиризмом.
Повесть «Деревня» явилась «стоном о родной земле». Бунин широко охватывает русскую жизнь. От Дурновки пространство раздвигается, в поле зрения оказываются другие деревни, станции, уездные города. Раздвигается и время: современность сопоставляется с прошлым — от времен Киевской Руси до середины XIX в.
В центре повести — жизнь братьев Красовых: кулака Тихона и поэта-самоучки Кузьмы. Глазами этих людей даны основные события — русско-японская война, революция 1905 г., наступившая за ней реакция.
Кузьма Красов — человек, ищущий правду и смысл жизни. Он постоянно в духовном движении, росте. Самоучка Кузьма знает Шиллера, Гоголя, Белинского, Пушкина. Его волнуют животрепещущие проблемы современности. Некоторое время он увлекается толстовством, но столкновение с реальной жизнью показывает несостоятельность теории непротивления.
В сознании Кузьмы формируются принципы гуманизма, преодолевается варварское отношение к человеку. Кузьма болеет душой за Россию и русский народ, но видит все отрицательные качества его и делает вывод, что народ сам виноват в своем положении: «Скажешь — правительство виновато? Да ведь по холопу и барин, по Сеньке и шапка».
Бунин рисует жизнь крестьянской России серыми, унылыми красками. Дурновка становится центром и олицетворением всей страны. Темнота, холод, грязь, вонь — вот что окружает полунищих крестьян. Типичен образ самого бедного мужика Дурновки — Серого. Его прозвище под стать всему колориту изображаемой жизни.
Он ленив, апатичен, безразличен к судьбе своей семьи. Вообще нищие, «обглоданные» жизнью дурновцы не похожи на тех крестьян, которых идеализировал Бунин. Они не способны работать, потеряли привязанность к земле. Они наглы, циничны, грубы и жестоки.
Извечная крестьянская нравственность уходит из их душ.
В целом рисуя крестьян мрачными красками, негативно оценивая их настоящее, Бунин все же показывает и светлые характеры, и привлекательных героев. В образе Молодой представлена судьба крестьянской женщины предреволюционного времени. В ней раскрыты прекрасные духовные качества.
Она очень красива, но это поруганная красота, трагически изломанная судьба.
Жизнь народа в «Деревне» предстает как косный, мрачный и отупляющий быт. Даже бунты, которые прошли по всему уезду, не могут изменить этой косности. «Весь бунт кончился тем, что поорали по уезду мужики, сожгли и разгромили несколько усадеб, да и смолкли». Мужицкая Русь не способна совершить переворот в жизни.
Идет деградация крестьянской России.
Бунин показывает процесс общего распада. Изображенные им помещики и их наследники — ущербные, жалкие и нелепые люди. Их жизнь так же уныла и убога, как и жизнь мужиков.
В повести нет той элегической ноты, которая окрашивала дворянский быт в «Антоновских яблоках».
Пессимизм Бунина в отношении русской деревни сказался и в решении образа Тихона Красова. Казалось бы, цепкий, энергичный, приспособленный к жизни, выбившийся в хозяева, Тихон должен радоваться жизни. Но он ощущает бесцельность прожитых лет: у него нет наследника рода, некому продолжить его дело — значит нет будущего.
В повести «Деревня» жизнь России показана в состоянии глубокого кризиса, из которого Бунин не видел выхода.
Стремясь найти истоки современного состояния деревни, Бунин обращается ко временам крепостного права. В рассказе «Суходол» передается история родового имения дворян Хрущевых.
Бунин эпически спокойно разворачивает повествование о патриархальности быта, вглядывается в прошлое, замечая странное и непонятное в жизни семьи Хрущевых. Он показывает психическое и физическое вырождение дворян, которые были не способны «ни к разумной любви, ни к разумной ненависти, ни к здоровой семейственности, ни к труду, ни к общежитию». Писатель размышляет о русской душе, ищет в ней корни оскудения дворянского рода.
Суходольская жизнь полна дикости и ужасов, но Бунин лирически воссоздает ее красоту, поэзию, очарование природы, мудрость и прелесть древних сказаний, преданий, народных песен. Жизнь показана в сплетении этих двух сторон. Суходол приобретает значение символа уходящей русской деревни. Другим ее символом становится образ дворовой Натальи, которая впитала в себя и поэзию, и дикость суходольской жизни.
В этом образе Бунин воплотил мотив кротости, смирения, покорности судьбе.
В «Суходоле» писатель пытался выдвинуть в качестве «положительной программы» идею тесной связи мужика и барина, основанную на том, что «быт и душа русских дворян те же, что и у мужиков», а потому между ними должно быть братство, а не вражда. Такая концепция «единой души» русской нации опровергалась самим же Буниным в других произведениях. «Суходол» был важным этапом в поисках историко-философской концепции будущего России.
На тему: Деревня в прозе Бунина