На тему: ДОБРЫЙ ЮШКА

Язык в художественном произведении игра­ет огромную роль. Он развивается в историче­ском контексте литературного языка и в тесной связи с ним, в то же время являясь концентри­рованным его выражением. В произведении язык — важный способ индивидуализации и ти­пизации персонажей.

Он воссоздает все особен­ности разговора людей разных социальных групп, разного уровня культуры, профессии, воз­раста, психологического состояния.

В рассказе «Юшка» А. П. Платонов передает особенности речи населения провинциального го­родка. Несмотря

на обилие разговорных элемен­тов, речь главного героя отличается по тематике, интонации, эмоциональности от партий осталь­ных персонажей. Юшка почти всегда говорит о любви, даже когда является объектом человечес­кой глупости и жестокости.

Детей, которые смея­лись над ним, толкали, мучили, Юшка называет «маленькими», «родными». На ярость пьяных взрослых старается не отвечать вообще. Рассуж­дения Юшки полны милосердия и сострадания к неразумным людям: «Меня, Даша, народ любит!»; «Он меня без понятия любит…

Сердце в людях бывает слепое». Только один раз решается Юшка дать отпор человеческой

жестокости: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями по­ставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..»

Люди мало общаются с Юшкой, а если и гово­рят с ним о чем-то, то единственно с целью дока­зать неправомерность его существования на белом свете. Например, хозяйская дочь, которая не раз подымала лежащего в пыли, избитого Юшку, уво­дила домой, могла довольно жестоко заявить о ник­чемности его существования: «Лучше бы ты умер, Юшка». Агрессией и ненавистью ко всему живо­му проникнуты слова убийцы Юшки: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!..» Пьяное веселье прохо­жего, неожиданно получившего отпор от слабой жертвы, мгновенно сменяется злобой.

Злоба вып­лескивается на невиновного, а взамен приходит равнодушие: «Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай». Трудно определить, что наиболее страшным оказалось в данной ситуации: человеческая злоба или человеческое равнодушие.

Повествование в рассказе ведется от третьего лица. При этом автор выступает скорее не судь­ей, а внимательным свидетелем человеческой несправедливости. Характеристика главного ге­роя, которую дает автор в начале рассказа, на­правляет читательское настроение в русло мило­сердия, сострадания, жалости.

Автор подчерки­вает исключительную доброту и душевное тепло своего героя: человеческое сообщество отторгает Юшку, но природа принимает, как своего. Толь­ко наедине с природой герой чувствует покой и умиротворение: «Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отды­шавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек».

К телу умершего пришли проститься все люди, «старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». Юшку похоронили и забыли. Но теперь людям стало жить хуже, ибо вся злоба и глумле­ние оставались среди них: «не было Юшки, бе­зответно терпевшего всякое чужое зло, ожесто­чение, насмешку и недоброжелательство».

В рассказе добро побеждает зло. Даже после смерти доброта и отзывчивость Юшки приносят свои плоды, подчеркивает автор. Юшка подарил людям, которые просто не умели любить, частич­ку своего сердца. Каждый день его жизни был подвигом. Каждая копейка, стоившая Юшке здо­ровья и жизненных сил, была истрачена с пользой.

Беспомощный старик, в глазах которо­го «всегда стояла влага, как неостывающие сле­зы», помогал девочке-сироте. Девочка выросла, стала врачом и приехала к родному человеку, который любил ее больше всего на свете и кого она любила «всем теплом и светом своего серд­ца». Добрели сердца горожан, которых лечила и утешала уже ставшая взрослой девочка, воспи­танная Юшкой.

Лучшим вознаграждением за страдания героя стало то, что девочку-сироту в городе стали называть «дочерью доброго Юшки».




На тему: ДОБРЫЙ ЮШКА