На тему: «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» — ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

Трудно найти в русской литературе произведе­ние, которое было бы одновременно таким поэтич­ным и таким реалистичным, таким всеобъемлю­щим и правдивым, как роман А. С. Пушкина «Ев­гений Онегин». Это роман в стихах — и уже это обстоятельство делает его уникальным. Широта охвата действительности, многосюжетность, опи­сание отличительных особенностей эпохи, ее ко­лорита делают произведение настоящей энцикло­педией русской жизни 20-х годов XIX столетия.

В своем романе поэт реалистично, правдиво и точно отобразил основные проблемы своей

эпо­хи, главной из которых являлась проблема «лиш­них людей», проблема «русской хандры», кото­рой была подвержена большая часть передовой молодежи. Именно такого «лишнего человека», скучающего и тоскующего в окружении своих сверстников, уставшего от жизни, от развлече­ний, интриг, балов, сделал А. С. Пушкин глав­ным героем своего произведения.

…Рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум…

Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу,

Попробовать не захотел,

Но

к жизни вовсе охладел…

Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего.

Пытаясь понять сущность и причины главной проблемы века, поэт скрупулезно исследовал взгляды, манеру поведения, образ мыслей не только своего героя, но и его окружения. От внимания пытливого художника не укрылась ни одна деталь жизни современного ему общества. Из его романа, как из подробнейшей, правдивейшей летописи, можно узнать о манере одеваться, говорить, о предпочтении в блюдах, о репертуа­ре театров той эпохи.

С необыкновенным мастер­ством раскрывает автор быт и нравы русского народа, его традиции, привычки, увлечения.

Перед нашими глазами проходит целая гале­рея ярких, индивидуализированных образов, персонажей, представляющих абсолютно все слои русского общества тех времен. Здесь и выс­ший свет Петербурга, и дворянская Москва, и поместное дворянство. Здесь и широкая картина народной жизни.

При этом, описывая жизнь и нравы различных сословий, поэт показывает, насколько велика нравственная, духовная про­пасть, которая лежит между представителями дворянства и крестьянами, простым народом.

Вводя нас в круг московского дворянского об­щества, автор романа рисует полную бездухов­ность, низость и пустоту интересов, умственную ограниченность этих людей. Здесь нет никакого движения вперед, нет целей, стремлений, жела­ний. Время словно остановилось, запечатлев эту однообразную, безжизненную массу в ее постоян­ном состоянии:

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены Все тот же тюлевый чепец…

Главное занятие московских дворян — бес­смысленная болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни и стремление оказаться поближе к богатству. Ведь от материального по­ложения человека зависят тут и уважение, и из­вестность, и почет.

Описывая безрадостное, скучное и однообраз­ное существование москвичей, поэт отвлекается на воспоминания о героическом прошлом своей страны, гордится патриотическим порывом рус­ского народа, тем, что Москва не пошла к захват­чику на поклон:

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар Нетерпеливому герою.

Глубоким патриотизмом, любовью к родной стране и к ее столице проникнуты строки поэта, посвященные этому величественному городу:

Москва… Как много в этом звуке Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Из Москвы автор переносит нас в петербург­ское общество. Но и здесь мы находим то же праз­дное времяпрепровождение: балы, детские праз­дники, театр, развлечения; все то же преклоне­ние перед Западом: иностранные гувернантки и гувернеры, французский язык, французские ма­неры… и ничего своего, русского, национально­го. И снова — никакого движения, никакого из­менения к лучшему, никакого стремления к вы­соким целям и идеалам. А те, кто, подобно Оне­гину, хоть чем-то выделяются из этого образа жизни, выглядят скучающими, разочарованны­ми, уставшими от жизни.

Действительно, такая пустая жизнь вряд ли может удовлетворить че­ловека, получившего хорошее образование, стре­мящегося к активной деятельности, но не видя­щего возможности для реализации своих способ­ностей и не находящего ни одного единомышлен­ника.

По сравнению с Москвой и Петербургом, про­винциальное общество менее чопорно. В круг его интересов тут включено чтение книг. Но какие это книги?!

В основном — любовные романы, не имеющие ничего общего с реальной действитель­ностью, не дающие людям никаких серьезных знаний о жизни.

Провинциалы наслаждаются поэзией сель­ской народной жизни, гаданиями, пением. Но судьбы и потребности самого народа все-таки ос­таются для них чем-то далеким. Нужды народа не волнуют представителей поместного дворян­ства.

Наслаждаясь «песнями девушек», они ни­чуть не задумываются о самих работницах, кото­рым приказано петь при сборе ягод — потому что запрещалось есть много ягод. Жизнь помещичь­их семей протекала так же тихо и однообразно, как в столице. Но отношения здесь — более теп­лые.

Все соседи живут между собой как одна боль­шая «добрая семья». Провинциалы хранят тра­диции «милой старины», соблюдают обряды и, так же как в городе, ничего не хотят менять.

Автор описывает судьбы лучших людей из дворян, их духовные искания в 10-20-х годах XIX века. Показав трагедию поколения Онегина и осудив тем самым общественный строй России, поэт утверждает в своем произведении такой иде­ал общества, при котором личность могла бы сво­бодно развиваться. Пушкин стремился изобра­зить начинавшийся поворот в обществе, в кото­ром росло внимание к простому народу. Именно в народе автор видит и простоту, и естествен­ность, и нравственное здоровье.

Именно с народ­ными массами связывает он идею возрождения и обновления личности. Ярким примером тому яв­ляется образ Татьяны Лариной — образ, наибо­лее приближенный к естественной народной сре­де, к русским традициям, фольклору, к исконно русским взглядам, образу мыслей и поведения.

Но как же жилось во времена Пушкина само­му народу? И на этот вопрос мы тоже находим достоверный и полный ответ на страницах рома­на. Автор рассказывает нам трагическую исто­рию жизни простой русской старушки — няни Филипьевны, которая против своей воли была отдана замуж в возрасте тринадцати лет, испы­тала страх и одиночество в совершенно чуждой ей семье.

Упоминает он и о многочисленных слу­гах и крестьянах, чья жизнь тяжела и безрадостна. Вот господа наслаждаются зрелищем блестя­щего балетного спектакля:

Еще амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят…

А вот оборотная сторона картины:

Еще усталые лакеи На шубах у подъезда спят…

Роман А. С. Пушкина назван «Евгений Оне­гин» — по имени главного героя. Но на самом деле это произведение — не история одного человека. Это достоверная поэтическая история всего Рус­ского государства начала — середины XIX века.




На тему: «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» — ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ