На тему: Философские мотивы в творчестве С. А. Есенина

Имя Сергея Есенина прочно связано в нашем представлении с характеристикой, данной им самим: «Я — последний поэт деревни». Его светлые, живые, красочные стихотворения воспевают природу милой поэту Родины, простой и гармоничный уклад деревенской жизни. Но это далеко не полный портрет Есенина как поэта.

В его творчестве размышления над глубокими философскими вопросами переплелись с созерцанием и наслаждением природой. Скоротечность людской жизни и неизбежный наш уход поэт так естественно отразил в символе листопада:

Все мы, все

мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Характерная черта мировоззрения Есенина — великая любовь к жизни, ко всему, что эта жизнь ему подарила:

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Есенин глубоко религиозен, и представление о загробной жизни у него светлое: «Мы теперь уходим понем-ногу//В ту страну, где тишь и благодать» . Но как бы ни был прекрасен Рай, для поэта ничто не может быть краше и милее родной земли:

Если

крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

Поэт размышляет об изменении взглядов на мир с возрастом, задумывается над своей жизнью, поражается переменам в себе в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…»:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Молодость с ее задором и размахом, «половодьем чувств», безвозвратно ушла, но поэт ни о чем не сожалеет, принимая все с любовью.

Неоднократно повторяется в творчестве Есенина мотив гармонии человеческой жизни с природой и неприязненное отношение к «наступлению» города на село, железа на нежную, живую плоть природы. Наиболее ярко отражена такая позиция в произведении «Сорокоуст»: «Идет, идет он, страшный вестник,//Пятой громоздкой чащи ломит», «Вот он, вот он с железным брюхом,//Тянет к глоткам равнин пятерню». Образ задымленного, громыхающего паровоза, мчащегося по полю, так не вписывается в идиллическую, умиротворенную картину!

Куда милее поэту жеребенок, скачущий вслед за поездом. Но время его уходит: «…за тысячи пудов конской кожи и мяса Покупают теперь паровоз», — с неприязнью говорит автор.

Нельзя сказать, что Есенин — противник прогресса. Но только что-то прогресс этот совсем не такой, как хотелось бы! Тонкая натура Есенина предчувствует, что цивилизация свернула не в ту сторону, начав вредить природе, утратив гармонию и единство с ней.

И разве он не оказался прав? Будто зная, что этот железный гость — индустриальный мир — натворит еще много бед и катастроф, он восклицает в сердцах:

Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживется.

Жаль, что в детстве тебя не пришлось

Утопить, как ведро в колодце.

Сергею Есенину удалось удивительным образом соединить размышления о судьбе человека, его жизни и смерти, о прошлом и будущем с высокохудожественной лирикой его мелодичных стихов. Авторское видение мира раскрывается в каждом штрихе, в каждом столь любовно нарисованном пейзаже и поражает читателя своей глубиной понимания сущности бытия.

Есенин — философ «от природы», певец жизни и гармонии, настоящий человеколюбец: «…дороги мне люди, Что живут со мною на земле» , и его взгляд на мир глубоко импонирует мне.




На тему: Философские мотивы в творчестве С. А. Есенина