На тему: Фольклорные элементы в поэме М. Ю. Лермнотова «Песня про куп­ца Калашникова»

В основу сюжета своей поэмы «Песня про куп­ца Калашникова» Лермонтов положил бытовое событие — упоминание о чиновнике Мясоеде Вислом и его жене, которую обесчестили оприч­ники царя. Исторический сюжет «Песни…» со­единяется с фольклором. В образе главного героя произведения отразились черты персонажей на­родной поэзии — Калашников способен к бунту, он олицетворяет героическое национальное нача­ло, является выразителем народных представле­ний о чести, правде, достоинстве.

Кирибеевич — царский опричник, и в своей

вседозволенности напоминает тех, кто был в царской опричнине. Использовав и переработав источники, Лермон­тов написал свое произведение.

Многие сцены лермонтовской поэмы застав­ляют вспомнить народные песни. Например, о Мастрюке Темрюковиче, вызвавшем недоволь­ство грозного царя тем, что на веселом пиру «хлеба-соли не ест», «зелена вина не кушает»; о мо­гиле Степана Разина меж трех дорог, привлека­ющей внимание прохожих: старый помолится, молодой » в гусли наиграется».

Повествование «Песни…» ведется от имени гусляра-скомороха. Произведение Лермонтова начинается с запевки и заканчивается

славлением, здесь используется народные обороты речи. Это отрицательные сравнения:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие…

Это повторы:

И ударил впервой купца…

И ударил его посередь груди…

Это «перехваты» — повторение в начале сле­дующей строки конца предыдущей:

…Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору…

Лермонтов использует характерные для на­родной поэзии постоянные эпитеты: конь доб­рый, сабля вострая, смерть лютая, красное сол­нышко, очи соколиные.

Вся «Песня…» пронизана народной поэтикой: это эпическая детализация описаний, частые ласкательные и уменьши­тельные суффиксы. В духе народной поэтики выдержана и ритмика «Песни…»: количество слогов в стихе меняется от 7 до 14, преобладают анапестические зачины: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич», дакти­лические окончания.

В. Г. Белинский отмечал, что Лермонтов «во­шел в царство народности как ее полновластный властелин»; он свободно, творчески усвоил ее эле­менты и создал из них произведение, отличаю­щееся глубокой оригинальностью. «Песня…» гар­монически сочетает непосредственность народ­ной поэзии с глубиной идеи, с психологизмом зарисовки образов, с исторической достовернос­тью картин старины.




На тему: Фольклорные элементы в поэме М. Ю. Лермнотова «Песня про куп­ца Калашникова»