На тему: Герои-«недотепы» в драматургии А. П. Чехова

Драматургия Антона Павловича Чехова — это насто­ящий кладезь не только неподдельных, тонких, «настоящих» человеческих эмоций, но и «живых», четких и объ­емных образов. Каждый чеховский герой весьма много­гранен. В пьесе «Вишневый сад» изображены самые что ни на есть привычные и знакомые современнику автора человеческие характеры, и в то же время большинство из них — самые настоящие «недотепы».

Несчастные, по сути, люди, страдающие от несовершенства жизни, они вызывают больше сочувствия, чем смеха. Конечно, автор

употребляет в пьесе эпитет «недотепа» только по отно­шению к четырем персонажам — Фирсу, Дуняше, Яше и Пете Трофимову. Но реальный круг недотеп, изобра­женных в пьесе, куда как шире.

Лакей Яша, более всего на свете мечтающий о роскош­ной и блестящей парижской жизни, поражает читателя не только вопиющим убожеством своего внутреннего мира, но и искаженностью своей системы жизненных ценностей, грубостью, невежеством и нежеланием как-либо разви­ваться или совершенствоваться. Такой же огрубелый, как и Яша, лакей Фирс — человек косный, укоренившийся в собственных заблуждениях, лишенный малейшего чувства собственного

достоинства. Петя Трофимов, кото­рый пытается делать «хорошую мину при плохой игре», утверждает, что ни в чьей и ни в какой любви не нужда­ется, хотя на самом деле является человеком, которому не хватает как раз любви и понимания. Идеалист, разоча­ровавшийся в жизни мечтатель, он никому не интересен как личность и страдает от этого.

Такими же недотепами являются в глазах читателя и бывшие хозяева вишне­вого сада — Гаев и Раневская. Вместо того, чтобы спа­сать свое имение, когда появляется такая возможность, и строить реальные планы на будущее, эти люди тешат себя надеждой на помощь полумифической тетушки из Ярославля. Они несчастны, и их страдания — искренни, но в то же время их горе остается горем человека-недоте­пы, который не предпринимает реальных шагов для того, чтобы как-то исправить положение, человека, утратив­шего всякое чувство реальности. Образ Лопахина — еще один пример классического недотепы.

Он противоречив и неоднозначен — Лопахин одинок и страдает от этого, но в то же время многие личные качества не дают ему предпринять реальные шаги для того, чтобы как-то это исправить.

Словом «недотепа», произнесенным лакеем Фирсом, и заканчивается пьеса «Вишневый сад». Чехов, раскрывая читателю образы героев-недотеп, не считает своей первей­шей целью обличительство. Не заклеймить недотеп сле­дует — а просто посочувствовать этим, по сути, глубоко несчастным людям.

Каждый из них неправ по-своему — и поэтому по-своему несчастен.




На тему: Герои-«недотепы» в драматургии А. П. Чехова