На тему: герой Ерофеева Веничка

Может быть, еще более впечатляющий и широкомасштаб­ный образ современника, человека конца 60-х годов, создал Венедикт Ерофеев в своей поэме «Москва — Петушки», долго не публиковавшейся у нас и увидевшей свет только в конце восьмидесятых. Его лирический персонаж, Веничка, на пер­вый взгляд просто алкоголик на последней стадии, но, во — первых, это достаточно типично для эпохи, а во-вторых, это далеко не все, что есть у Венички за душой. Сам его алкого­лизм становится своеобразным протестом против жизни, в которой все извращено и изгажено,

реакцией на отупляющую и обезличивающую действительность. Веничка не раз подчер­кивает, что в своем пьянстве он един со всем советским наро­дом.

Да, собственно, почему он пьет? Потому что практически ничего другого в жизни и не остается. «Но разве это мне нуж­но? — спрашивает Веничка Господа. — Разве по этому тоску­ет моя душа? Вот что дали мне люди взамен того, по чему тоскует душа! А если б они дали мне того, разве нуждался бы я в этом?» Но за алкогольными страданиями и радостями про­сматривается другое: герой Ерофеева — человек умный, ду­шевно чуткий, у него есть сын, которого он любит, и женщи­на, которую

он воспевает и которой поклоняется — а ведь увидеть красоту и совершенство там, где увидел Веничка, это уже требует от души человека очень многого.

У Венички есть и душа, стремящаяся к Господу, и вера, и упование на муд­рость Господа и его милосердие, и в этом он очень напомина­ет Мармеладова из «Преступления и наказания» Достоевско­го. А главное, в Веничке есть такое свойство, без которого поколение 60-70-х годов просто не смогло бы выжить — иро­ния и чувство юмора. Они прежде всего проявляются в отно­шении к самому себе и, таким образом, служат показателем глубинного душевного здоровья Венички: ведь человек, умеющий посмеяться над собой, — это умный, внутренне здо­ровый и к тому же социально очень ценный человек.

Ирония помогает герою времени выживать в мире изолгавшейся про­паганды, красивых слов и лозунгов, в мире ложных ценно­стей, которые давно уже перестали быть таковыми, — ведь ирония беспощадно разрушает все фальшивое, приукрашен­ное, ходульное, она — непримиримый враг того ложно-героического пафоса, которым была пронизана советская действи­тельность. Все это настолько характерно для эпохи, что, по — видимому, права Татьяна Толстая, когда говорит о поэме Еро­феева: «В маленьком объеме удается передать суть, сказать самые главные слова о нашем времени, о России, о человеке российского универсума». Герой времени в русской литерату­ре менялся, как менялось и само время.

Неизменным остава­лось одно — стремление писателей найти в этом герое вопло­щение духа эпохи и таким образом осмыслить пути и перспек­тивы развития России.

Вопросы для повторения

Что такое «герой времени»? Почему в русской литературе «герои времени» такие разные? Может ли «героем времени» стать «маленький чело­век»?

Что общего есть у «героев времени» в русской литера­туре разных эпох? Как соотносятся понятия «герой времени» и «нацио­нальный характер»?




На тему: герой Ерофеева Веничка