На тему: герой Ерофеева Веничка
Может быть, еще более впечатляющий и широкомасштабный образ современника, человека конца 60-х годов, создал Венедикт Ерофеев в своей поэме «Москва — Петушки», долго не публиковавшейся у нас и увидевшей свет только в конце восьмидесятых. Его лирический персонаж, Веничка, на первый взгляд просто алкоголик на последней стадии, но, во — первых, это достаточно типично для эпохи, а во-вторых, это далеко не все, что есть у Венички за душой. Сам его алкоголизм становится своеобразным протестом против жизни, в которой все извращено и изгажено,
Да, собственно, почему он пьет? Потому что практически ничего другого в жизни и не остается. «Но разве это мне нужно? — спрашивает Веничка Господа. — Разве по этому тоскует моя душа? Вот что дали мне люди взамен того, по чему тоскует душа! А если б они дали мне того, разве нуждался бы я в этом?» Но за алкогольными страданиями и радостями просматривается другое: герой Ерофеева — человек умный, душевно чуткий, у него есть сын, которого он любит, и женщина, которую
У Венички есть и душа, стремящаяся к Господу, и вера, и упование на мудрость Господа и его милосердие, и в этом он очень напоминает Мармеладова из «Преступления и наказания» Достоевского. А главное, в Веничке есть такое свойство, без которого поколение 60-70-х годов просто не смогло бы выжить — ирония и чувство юмора. Они прежде всего проявляются в отношении к самому себе и, таким образом, служат показателем глубинного душевного здоровья Венички: ведь человек, умеющий посмеяться над собой, — это умный, внутренне здоровый и к тому же социально очень ценный человек.
Ирония помогает герою времени выживать в мире изолгавшейся пропаганды, красивых слов и лозунгов, в мире ложных ценностей, которые давно уже перестали быть таковыми, — ведь ирония беспощадно разрушает все фальшивое, приукрашенное, ходульное, она — непримиримый враг того ложно-героического пафоса, которым была пронизана советская действительность. Все это настолько характерно для эпохи, что, по — видимому, права Татьяна Толстая, когда говорит о поэме Ерофеева: «В маленьком объеме удается передать суть, сказать самые главные слова о нашем времени, о России, о человеке российского универсума». Герой времени в русской литературе менялся, как менялось и само время.
Неизменным оставалось одно — стремление писателей найти в этом герое воплощение духа эпохи и таким образом осмыслить пути и перспективы развития России.
Вопросы для повторения
Что такое «герой времени»? Почему в русской литературе «герои времени» такие разные? Может ли «героем времени» стать «маленький человек»?
Что общего есть у «героев времени» в русской литературе разных эпох? Как соотносятся понятия «герой времени» и «национальный характер»?
На тему: герой Ерофеева Веничка