На тему: герой Горького

С началом XX века в русскую литературу все более на­стойчиво просится новый герой времени — рабочий, пролета­рий. Начинается третий, пролетарский этап русского освобо­дительного движения, заканчивающийся революциями. С наибольшей силой и яркостью герой этой революционной эпохи отразился в творчестве Горького. Первоначально

Горький искал положительного героя в романтической среде босяков, цыган, бродяг и т. п. В этих людях он видел свой иде­ал человека — свободного, гордого, сильного, красивого. Романтическая мечта о Человеке отразилась

в таких ранних рассказах Горького, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Че­ловек». Однако вскоре пристальное наблюдение жизни и по­ворот к реализму заставляют Горького отказаться от поисков идеального героя в деклассированной среде. Свобода, сила и красота этих людей оказываются мнимыми, что наиболее от­четливо проявилось в пьесе «На дне».

Не находит Горький ге­роя времени и в современной ему интеллигенции, которую писатель, вообще говоря, высоко ценил. Знакомство с проле­тариатом дало Горькому материал для воплощения своей меч­ты о Человеке. В рабочем Горький нашел не только выразите­ля

идей и настроений своего времени, но и воплощение своего идеала Человека. Обладая многими качествами романтическо­го героя, пролетарий был для Горького прежде всего человеком, способным пере­делать мир на началах разума — это было для Горького наи­более ценным качеством его героя.

В изображении такого ге­роя проявилось глубокое новаторство Горького: он впервые стал изображать человека не как продукт среды, а как ее преобразователя. В пролетариате Горький нашел ту самую энергию активного и плодотворного действия, которую на протяжении всего XIX века искала и не находила русская ли­тература.

Горьковский герой-пролетарий переделывает мир, опира­ясь не на свои личные возможности и способности, но на волю класса, массы — это было тоже новаторской чертой в изобра­жении героя времени. Опора на класс придает рабочему силу и убежденность, несгибаемую стойкость, гордость и презре­ние к врагам. В пролетариате Горький увидел воплощение подлинно свободного человека, способного осознанно бороть­ся за достойную жизнь. Его отличает и высокая степень клас­сового самосознания: он отчетливо понимает, что сила его — в единстве с массой, точно знает, кто его враги и что с ними надо делать. Примечательно, что Горький, во многом порвав­ший с традициями русской классической литературы, унасле­довал от нее такое важное качество, как гуманизм.

В пред­ставлении Горького торжество идей пролетариата — это торжество подлинного гуманизма, и пролетариат единствен­ный, кто может абстрактную любовь к человеку превратить в конкретное действие. При этом гуманизм Горького был, ко­нечно, своеобразным: пролетариат, по его мысли, нес освобо­ждение и счастье всем, кроме тех, кто его недостоин: хозяева жизни, мещане, никчемные нытики и проч. будут неизбежно сметены потоком энергичного революционного действия.

Горьковское понимание героя времени отразилось уже в его пьесах «Мещане», «Враги», но в наибольшей степени, конечно, в романе «Мать» — первом произведении, в котором последо­вательно выдерживаются принципы того метода, который впо­следствии будет назван социалистическим реализмом.

В горьковской традиции изображался герой времени и в ли­тературе первых послереволюционных лет. Героем времени становился человек, не знающий сомнений в правоте своего де­ла, в борьбе за интересы трудового народа. Сколько-нибудь сложная духовная жизнь, а тем более поиски истины не были свойственны героям времени и в самой действительности, не отражались они, естественно, и в литературе. Наиболее яркие образы этой эпохи дали в своих произведениях Фурманов и Серафимович. Однако и в это время были попытки изобразить человека нового времени «изнутри», показать его духовный мир, рас­крыть психологию.

Это, в частности, попытался сделать Фаде­ев в образе Левинсона в романе «Разгром». Новаторство Фа­деева в изображении героя времени состояло в том, что он впервые изобразил комиссара, коммуниста, руководителя не только с социальной, но и с психологической точки зрения, по­пытался создать не схему, а живой характер с присущими ему противоречиями. В определенной степени ему это удалось.




На тему: герой Горького