На тему: Герой и проблематика ранней романтической прозы М. Горького

К раннему периоду творчества М. Горького относят его романтические произведения, рассказы «босяцкого» цикла, некоторые реалис­тические рассказы. Именно в реалистических рассказах наметились те темы, которые писатель будет развивать позднее: обличение социального строя, его пороков, дово­дящих человека до крайней степени падения, нравствен­ной скудости, духовной и, наконец, физической гибели. В своих же романтических произведениях Горький осуществляет «поиск человека», поэтому ведущими те­мами этих произведений становятся соотношение

доб­ра и зла, свободы и необходимости, силы и слабости. Они проникнуты героическим пафосом.

Стремление помочь жить красивее, ярче, возвышеннее и вызвало обращение Горького к романтике. «Нужны подвиги, подвиги, — восклицал писатель. — Нужны такие слова, которые звучали бы, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед». Надо было возвысить че­ловека, окрылить его, пробудить в нем бодрость и веру. Но для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недо­статочно «гореть», недостаточно быть свободным и гор­дым, чувствующим и беспокойным.

Нужно иметь глав­ное: цель, оправдывающую

существование человека, ибо «цена человека — дело его».

С самого первого рассказа «Макар Чудра» Горький делает своими героями людей, которые ценят духовную свободу, людей, которых жизнь не может привязать к од­ному месту, людей независимых. Гордый Зобар не может упасть в ноги даже любимой женщине. Лойко был един­ственным человеком, которого Радда смогла полюбить, и именно за то, что он никогда не стал бы ее рабом. Но даже сильная любовь не может заставить ее расстаться со свободой, волю она любит еще сильнее Зобара.

Горький поет «…мрачный и торжественный гимн гордой паре кра­савцев-цыган».

Молодой Горький мечтает о сильных, волевых натурах, людях-борцах, которые смогут вывести Россию из тьмы, однако рядом их не находит. И поэтому его обращение к деятельному, революционному романтизму не случайно. Так возникают «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестни­ке».

Трусливому и самодовольному Ужу, вполне удовлет­воренному жизнью в душном ущелье, Горький противо­поставляет смелого Сокола, рвущегося ввысь, к свободе, свету, вступающего в неравный бой с врагом. Сокол знает, что погибнет, но невозможность свободы для него сильнее

Смерти. И Горький поет славу «безумству храбрых». То же в «Песне о Буревестнике», которая стала настоящим гимном общественного движения того времени.

Утверждение свободы, добра, человеческого досто­инства, вопрос о смысле жизни и назначении человека в ней — главные проблемы рассказа «Старуха Изергиль». В основу его сюжета положено две легенды. Одна — о гордом, высокомерном Ларре, другая — о Данко, юно­ше, отдавшем сердце для спасения своего народа. Писа­тель затрагивает важную этическую проблему: человек без людей, вне своего народа — ничто. Отвергнутый со­племенниками, Ларра лишен человечности, любви и доб­роты.

Одиночество, обреченность на бессмысленное и бес­плодное существование — вот самое страшное наказание. Ларре «нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…».

В одиночестве бывший когда-то сильным человек превращается в никчемный призрак.

Эгоизму Ларре противостоит величие подвига Данко, который жертвует собой ради спасения своего народа. Его горящее сердце, вырванное из груди, освещающее дорогу в темноте, давно уже стало символом. Противопоставляя эти образы, Горький и раскрывает основную проблему рассказа.

Не менее романтична и сама старуха Изергиль, ут­верждающая: «В жизни… всегда есть место подвигам». Изергиль прожила жизнь, наполненную «жадной любо­вью». Она была подчинена этой ненасытной страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять.

Через все раннее творчество Горького проходит меч­та о прекрасном человеке. Горький показал в литерату­ре того времени новых героев — людей подвига, борьбы, больших и ярких чувств.

Романтические рассказы Горького утверждают веру в человека, в его разум. Человек показан в них не как побежденный, подавленный жизнью, отказавшийся от борьбы, от деяния; он — творец жизни.




На тему: Герой и проблематика ранней романтической прозы М. Горького