На тему: Главная тема поэзии Бехера

В 1933-1945 гг. главной темой поэзии Бехера была тема родины, обманутой и униженной фашистами, втянутой ими в преступную агрессию против народов Европы, родины поруганной, но у которой есть великие традиции и которой еще предстоит возрождение. В балладе «О человеке, который молчал» рисуется драматическая сцена истязаний подпольщика-коммуниста. Два слова, как это часто бывает у Бехера, становятся лейтмотивом. Слова эти — имя и молчание. Фашистские палачи пытаются дубинками выбить из попавшего в их руки подпольщика имя его товарища по борьбе.

Но

даже теряя сознание, он не выдает этого имени. Его оружие против фашистов — молчание, и оно не подводит его:

Так он молчал. Не нужно величанья, Ни громких слов не нужно, ни похвал. Но встанем все и в тишине молчанья Склонимся перед, тем, кто так молчал.

Перевод Вл. Нейштадта

Неслыханные зверства, чинимые немецкими фашистами на захваченных ими землях, сделали для многих ненавистным само слово «немец». Его нередко употребляли в те годы как синоним слова «фашист», «насильник», «убийца». Многие немцы, для которых фашизм был неприемлем, раньше гордившиеся своей нацией и ее культурными

традициями, стали стыдиться ее. Это чувство было знакомо и Бехеру. Среди его произведений периода эмиграции есть стихотворения «Великая вина», «Глубокий стыд».

Но есть среди них также стихи «К Германии», «Я — немец», «Слезы Родины» и другие, в которых Бехер развивает тему двух Германий и резко противопоставляет друг другу Германию ложную, нечеловеческую и Германию истинную. Это мужественные стихи, в них выражены горький стыд и боль за Германию, покрывшую себя позором, и в них же ощутима любовь к родине и вера в ее народ.

Я — немец. Пусть дозволено глупцам Меня лишать гражданства в озлобленье. Я прав своих гражданских не отдам. И если завтра спросят поколенья: «Скажите, кто в немыслимые годы Германию так мучил и давил?!» — Тогда решите вы, сыны народа, Кто не был немцем и кто немцем был. «Я — немец…

Да! В немецкой стороне Родился я и не скорблю об этом. Я — немец. И самой судьбою мне Начертан путь: немецким стать поэтом.

Я — немец. Но я знаю: немцем быть — Не значит в муки повергать полсвета. От этих немцев мир освободить — Вот в чем я вижу высший долг поэта. Настанет день, когда и мой народ Поднимется, чтоб сбросить власть тиранов.

Затем живу, что верю: день придет. Он засияет — поздно или рано. И в этот день, который в каждом сне Нам грезится сквозь мрак и непогоду., Дано святое право будет мне: «Я — немец!» — гордо возвестить народу! Перевод Л. Гинзбурга

Поэт не отдает родной земли осквернителям. Он не отдает им также ни родной истории, ни богатств немецкой и мировой культуры. Бехер раскрывает в своих стихах гуманистическое значение лучших немецких культурных традиций, противопоставляя их фашистскому мракобесию. В поэме «Лютер» поэт говорит о памятных для Германии событиях бурного XVI в., века Реформации и Крестьянской войны.

Он рисует фигуру Лютера: тот смело выступил против власти католической церкви, за равенство людей, но затем испугался мощного размаха освободительной борьбы крестьян, принявших его тезисы за призыв к восстанию. Образ красного петуха — революционного пламени, разгорающегося все ярче, несмотря на бесчисленные казни и трусливое отступничество Лютера, — символизирует негасимость революционного духа народа. Голос красного петуха заглушить нельзя:

Я — меч возмездья и его пожар. Гляди, гляди, как я машу урылами. Гляди, гляди, как меток мой удар. Я — мести меч и воздаянья пламя.

Я — как народ. Я — кость, его и хрящ, И плоть его, и доля, и недоля. Я как народ, а он непреходящ, Доколе жив он, жив и я дотоле. Перевод Б. Пастернака




На тему: Главная тема поэзии Бехера