На тему: ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА — ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Евгений Онегин — главный герой одноимен­ного романа А. С. Пушкина — предстает перед нами как «молодой повеса», который мчится унаследовать имение находящегося при смерти дядюшки. Он заранее томится той скукой, кото­рая ему предстоит. «С больным сидеть и день и ночь… Полуживого забавлять, ему подушки по­правлять…

Вздыхать и думать про себя: когда же черт возьмет тебя!» Но судьба избавила молодого человека от подобного испытания: прибыв в де­ревню, он уже не застал дядюшку в живых.

У Онегина — скучная жизнь, полная

тоски и лени. Но в чем же причина подобной скуки? Что­бы ответить на этот вопрос, нужно проследить историю жизни героя, начиная с самого детства.

Евгений Онегин — сын богатого барина, «на­следник всех своих родных», которому, благода­ря его происхождению, нет необходимости рабо­тать. Он рос без матери, а отец сумел дать сыну лишь поверхностное образование: доверил его вначале попечению француженки-гувернантки, а затем «француза убогого», который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя». Тем не менее, Онегин дважды пытался пополнить и рас­ширить свое образование: он, например, в совер­шенстве

овладел французским языком, был зна­ком с художественной литературой, с историей, «читал Адама Смита», хорошо разбирался в те­атральном искусстве.

В «пору надежд и грусти нежной» Евгений оказался предоставленным самому себе. Он про­водит все свое время в светских салонах и гости­ных Петербурга, на балах, ведет пустую жизнь.

Имея представление о науках и искусстве, Оне­гин, тем не менее, владеет весьма поверхностны­ми знаниями. Хотя в окружающем его обществе этих знаний оказывается более чем достаточно:

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Главное же дарование Евгения Онегина про­являлось совершенно в другой сфере:

… В чем он истинный был гений,

Что знал он тверже всех наук,

Что было для него измлада И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день Его тоскующую лень, —

Была наука страсти нежной…

Герой Пушкина умел казаться мрачным, вни­мательным или равнодушным, красноречивым, нежным и дерзким; он научился забавлять, по­беждать умом и страстью, умел «подслушать сер­дца первый звук, преследовать любовь…», «тре­вожить сердца кокеток записных», злословить по поводу соперников и дружить с мужьями своих возлюбленных. Однако светская жизнь очень скоро надоела Онегину, и, устав скучать в Петер­бурге, он едет скучать в деревню.

Два дня ему казались новы Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы…

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та же…

Ему неинтересна деревенская жизнь, неинте­ресны окружающие его люди. Единственный, с кем сходится здесь Евгений, — новый владелец соседнего поместья Владимир Ленский. Несмот­ря на разницу во взглядах, Онегин и Ленский очень скоро стали неразлучными друзьями.

Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

Именно Ленский уговорил Онегина навестить вдову Ларину, в дочь которой, Ольгу, влюблен молодой поэт. В доме Лариных Евгений знако­мится и со старшей сестрой Ольги — Татьяной. Девушка сразу привлекает молодого человека своим умом, естественностью, одухотвореннос­тью. Он оценил и неброскую внешнюю красоту девушки, и ее богатый внутренний мир.

Прочтя ее признание в любви, Евгений не обманул ее, не воспользовался «доверчивостью души невин­ной»: «Не в первый раз он тут явил души прямое благородство». Но Онегин лишен способности любить, чувства его оскудели. И потому он легко подавляет в себе невольное волнение, испытан­ное при виде Татьяны и после получения ее пись­ма.

История отношений с Татьяной Лариной по­казывает нам, как легко герой может причинять зло людям просто так, от скуки. Лишь много вре­мени спустя Онегин, вновь встретивший Татья­ну, ощутил в своей душе способность к большо­му и сильному чувству. Но Татьяна уже не та. К тому же она замужем и верна своему мужу.

Пуш­кин считает, что только в труде могли проявить­ся творческие силы личности, а Евгению «труд упорный… был тошен». Поэтому его жизнь так безрадостна:

Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел Ничем заняться не умел.

Рассказывая нам историю жизни своего героя, показывая тот путь, который прошел Онегин, и перемены, которые произошли в его душе, автор ставит Евгения перед тяжелым испытанием — дуэлью с Владимиром Ленским. Эта дуэль, про­исшедшая вопреки желанию Онегина, но и при отсутствии противодействия ей, вызванного бо­язнью обвинения в трусости, была воспринята героем как преступление, как убийство. Именно поэтому «окровавленная тень» бывшего друга «ему являлась каждый день».

Переживания и раздумья, вызванные поедин­ком, определили более серьезное восприятие жизни, чем то, которое было свойственно Онеги­ну раньше. Вместе с тем они усугубили конфликт героя с окружающей действительностью. Все глубже расходясь с людьми своего круга, превос­ходя их умом, образованностью, неясным стрем­лением к лучшему, Евгений оставался чуждым народу. Герцен отмечал, что «он никогда не ста­новится на сторону правительства» и «никогда не способен стать на сторону народа».

Онегину скуч­но среди окружающих его людей, тоскливо ему и одному. Ничего не делая, не принося никому пользы, он превратился, по словам Герцена, «в умную ненужность».

Онегин относится к тем людям, которые на­делены несомненными нравственными преиму­ществами, большими духовными силами. Не силы эти остаются не реализованными, жизнь проходит без смысла. Находить удовлетворение в борьбе ради высокой цели такие люди не могут по своему воспитанию и положению, а устроить личную жизнь им мешают ошибки, которые они осознают слишком поздно, чтобы их исправить.

А. С. Пушкин на примере своего героя показыва­ет, что это зависит не столько от самих людей, сколько от действительности, которой они окру­жены и от которой не в силах освободиться.

В лице главного героя романа поэту удалось «сладить» с типичным характером представите­ля современной ему просвещенной дворянской молодежи. Евгений Онегин — правдивый образ героя, который, будучи на голову выше окружа­ющего его общества, не находит применения сво­им силам и способностям и потому становится «лишним человеком». Свобода, творчество, лю­бовь — три стихии духа, украшающие человека, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняю­щие жизнь значением и смыслом.

Все они могли быть доступны Онегину, но задавлены в нем его окружением, воспитанием и условиями жизни.

Образ Онегина, сложный и противоречивый, заключающий в себе и положительные призна­ки прогрессивности, гуманности, просвещенно­сти, и резко отрицательные черты явно выражен­ного эгоизма, практической бездеятельности, стал родоначальником так называемых «лишних людей» в русской литературе. Онегин, по опре­делению В. Г. Белинского, «страдающий эгоист», «эгоист поневоле», то есть человек прекрасных задатков, но испорченный светским воспитани­ем, обстоятельствами аристократической среды, презревший нормы светской жизни и не нашед­ший истинного назначения и потому обреченный на одиночество.




На тему: ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА — ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН