На тему: ГЛУБИНА ЧУВСТВ В СОНЕТАХ ШЕКСПИРА

Творчество Вильяма Шекспира составляет целую эпоху в развитии всей мировой литерату­ры. Переосмыслив и углубив все то, что воспри­нял от своих предшественников, поэт и драматург нашел для современных ему чувств, мыслей и проблем настолько глубокое выражение, что его произведения пережили автора и до сих пор не утратили своей художественной и идейной жиз­ненной ценности. Наследие великого писателя очень велико.

Помимо известных трагедий, он создал нема­ло пьес, комедий, хроник, поэм. Но отдельно хо­телось бы остановиться на сборнике сонетов,

включающем 154 произведения. Вобравшие в себя некоторые веяния Петрарки и Овидия, со­неты Шекспира представляют собой совершенно уникальное, неповторимое по силе и глубине пе­редаваемых чувств, по страстности переживаний и раздумий автора творение.

В этих произведе­ниях обнаруживаются глубокий ум, душевная чуткость и проницательность, замечательное ис­кусство и благородство чувств, присущие само­му автору.

Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

Да, автор влюблен в земную женщину, а не плод своего воображения.

Она не отличается не­бесной красотой, но для влюбленного поэта она прекрасна. Следует сказать, что Шекспиру чуж­ды были слепое восхваление и преклонение, не замечающее пороков и недостатков:

Не соревнуюсь я с творцами од,

Которые раскрашенным богиням В подарок преподносят небосвод Со всей землей и океаном синим.

Восхищаясь своей возлюбленной, автор в то же время проклинает ее за черствость, за непо­стоянство, за то, что она сделала его своим рабом. Но, видя и сознавая недостатки красавицы, поэт все-таки не может покинуть ее и сам называет свою губительную страсть «уродливым недугом». И все же любовь — самое сильное и глубокое чув­ство.

Для Шекспира не существует на свете ничего, что могло бы заменить ему эту страсть. Все прехо­дяще, уверен поэт, и только любовь — вечна:

Но нет угрозы титулам моим Пожизненным: любил, люблю, любим.

Коварная девушка смогла пленить и полнос­тью подчинить своей власти не только самого по­эта, но и его лучшего друга. И тут перед нами рас­крывается все благородство души двух друзей, которые, любя одну женщину, все же остаются

Друзьями, поддерживают друг друга, дают сове­ты. В душе лирического героя идет долгая и на­пряженная борьба, но оканчивается эта борьба все-таки победой дружбы.

Друг автора — несчастный актер. Несчаст­ный — потому что в обществе к этому ремеслу от­носятся с пренебрежением. И, сознавая это, автор грустит и негодует одновременно. Он не может по­нять и принять существующее в мире равноду­шие и фальшь, не в силах смотреть на:

Достоинство, что просит подаянье,

Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье,

И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместной почести позор,

И мощь в плену у немощи беззубой,

И прямоту, что глупостью слывет,

И глупость в маске мудреца, пророка,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока…

Таким образом, чувства Шекспира не ограни­чиваются только страданиями любви и восхвале­нием дружбы. Он размышляет и о разрушитель­ных силах своего времени, обрекающих на бес­смысленную гибель и любовь, и дружбу, и талант, и самые светлые и возвышенные душевные по­рывы.

Видя жестокость и несовершенство окружаю­щего мира, в котором все прекрасное обречено на гибель, лирический герой Шекспира в отчаянии призывает смерть. И только невозможность ос­тавить «милого друга» удерживает его на этом свете.

Друг снова возвращает его к жизни, заставля­ет поверить в то, что его душевные порывы не напрасны, вселяет веру в светлое будущее. Он выступает неким связующим звеном между от­чаянием и надеждой. «Все мерзостно, что вижу я вокруг», — пишет автор. Но эта «мерзость», по глубокому убеждению поэта, не сможет одержать победу до тех пор, пока в мире существует насто­ящая дружба, пока сердца людей способны лю­бить и согревать этой любовью мир вокруг себя.

Таким образом, автор снова возвращается к теме любви и дружбы, единственным чувствам, которые способны спасти человека, помочь пере­нести любые удары судьбы, которые возвышают и облагораживают душу, вдохновляют его на творчество. Так же, как и самые высокие и чис­тые человеческие чувства, оно — бессмертно. Творчество несет нескончаемую эстафету добра и любви, благородной дружбы, светлой веры в бу­дущее.

Многие мотивы лирики Шекспира нашли от­ражение в его последующих произведениях — пьесах, драмах и комедиях. Творчество велико­го поэта оказало также огромное влияние на раз­витие мировой литературы. Его традиции были продолжены не только современниками, не толь­ко соотечественниками драматурга, но и поэта­ми других стран, представителями новых поко­лений.

Среди русских авторов наибольшее влия­ние английского поэта ощущается в творчестве А. С. Пушкина, который сам неоднократно с большой симпатией и почтением отзывался о сво­ем предшественнике. Сонеты Шекспира стали по — настоящему вершиной поэтического творчества. Их эстетическая ценность подтверждена веками, неугасающей любовью читателей, в чьих душах они снова и снова вызывают самые сильные, свет­лые, возвышенные чувства.

Сборник сонетов ве­ликого поэта — это прекрасная книга, энцикло­педия человеческой души, которая учит нас по — настоящему любить, ценить дружбу, никогда не оставаться равнодушными к проявлениям зла и несправедливости.




На тему: ГЛУБИНА ЧУВСТВ В СОНЕТАХ ШЕКСПИРА