На тему: ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«Надо было обладать безграничной гордостью, чтобы с кандалами на руках и ногах высоко держать голову».
А. И. Герцен
Произведения ранней гражданской лирики Лермонтова основаны на традициях русской вольнолюбивой поэзии. Поэт широко использует ее лексику, сравнения, аналогии и ораторскую интонацию. Например, в стихотворении «Новгород» и в поэме «Последний сын вольности» Лермонтов представляет древний город как символ «народной вольности».
Поэт осуждает рабство и угнетение и превозносит бескомпромиссное
Ты пел о вольности, когда
Тиран гремел, грозили казни;
Боясь лишь вечного суда
И чуждый на земле боязни,
Ты пел, и в этом есть краю
Один, кто понял песнь твою.
В стихотворении «30 июля. — . 1830 года» Лермонтов горячо приветствует июльскую революцию во Франции и свержение короля. Он предсказывает падение царской власти в России, сопряженное с необузданным народным мятежом в стихотворении «Предсказание».
Настанет
Когда царей корона упадет…
К гражданской лирике Лермонтова относятся также патриотические стихотворения об Отечественной войне «Два великана», «Поле Бородина» и сатирические стихотворения «Булевар», «Пир Асмодея», «Примите дивное посланье…».
Основным философским мотивом, лежащим в основе гражданской лирики поэта, является конфликт его идеалов и реальности. Этот конфликт выражается в творчестве Лермонтова через критику современного поколения, которая отчетливо звучит в стихотворениях «Поэт», «Не верь себе», «Дума».
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
В поэзии Лермонтова проявляется влияние Байрона с его осуждением фальши светского общества и лицемерной дружбы-вражды. Трагически звучит в связи с этим тема «одиночества в толпе» в стихотворении «Русская мелодия».
Так перед праздною толпой
И с балалайкою народной
Сидит в тени певец простой,
И бескорыстный, и свободный!..
Образ бала и маски, символизирующий светское общество с бездушными лицами кукол, подчеркивает трагизм одиночества героя. Этой же теме посвящены драма «Маскарад» и стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «И скучно и грустно…». В последнем стихотворении отрицание светского образа жизни постепенно перерастает в разочарование жизнью вообще.
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем
Вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка…
В творчестве поэта противоборствуют скептицизм и вера в «золотое будущее» человечества. Лермонтов увлекался утопическими идеями Сен-Симона и мечтал об идеальном устройстве общества, основанном на социальном равенстве — и свободе личности. В заключительных строках стихотворения «На жизнь надеяться страшась…» поэт рисует образы новой жизни, новых людей:
Не будут проклинать они;
Меж них ни злата, ни честей
Не будет. Станут течь их дни,
Невинные, как дни детей;
Меж них ни дружбу, ни любовь Приличья цепи не сожмут,
И братьев праведную кровь Они со смехом не прольют!..
На тему: ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА