На тему: ГРАЖДАНСКИЕ ОДЫ Г. Р. ДЕРЖАВИНА
Поэтическое творчество Г. Р. Державина довольно обширно по тематике и жанрам. Здесь и религиозно-философская, и пейзажная лирика, и шуточные стихотворения, и элегические стихи о любви, и автобиографические произведения. Но особое место в его поэзии все же занимают оды: гражданские, победно-патриотические, философские и анакреонтические.
Поэт обладал высоким чувством гражданственности, которое удивительным образом соединялось в нем с невероятным жизнелюбием. Он внимательно наблюдал за всем происходящим вокруг и всегда живо откликался
Правящему классу, царям, вельможам и до Державина, и после него посвящалось немало произведений. Но если в одах Тредиаковского, Ломоносова и некоторых других предшественников поэта преобладали хвалебные ноты в адрес правителей, то произведения Г. Р. Державина, адресованные лицам, наделенным политической властью, носили во многом обличительный характер. «Долг поэта в мир правду вещать», — заявлял он.
И именно неприкрытая правда является главным отличительным признаком его гражданских
Так, в одной из первых гражданских од Державина «Фелица», созданной в 1782 году, перед нами предстает образ царицы Екатерины II — «матери отечества», неутомимо трудящейся на благо своих подданных, свято соблюдающей законы государства:
Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы Царевичу младому Хлору Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает:
Она мой дух и ум пленяет,
Подай найти ее совет.
Хотя царица — уже не «земная богиня», как в стихотворениях предшественников поэта, а «человек на троне», но этот человек показан автором безукоризненным образцом справедливости, чести, законности. В представлении Державина Екатерина резко отличается своей праведностью и скромностью от окружающих ее «мурз» — надменных, корыстных и порочных бездельников-вельмож.
По мере того как поэт узнавал нравы правящих кругов, в том числе императрицы, он все больше убеждался в ошибочности, иллюзорности своих первоначальных представлений. Он понял, что созданный в «Фелице» образ монархини резко расходится с действительностью, потому больше не мог слагать ей хвалебные стихи. Напротив, в его гражданских одах все больше усиливается обличительный пафос, все чаще появляются сатирические ноты.
Теперь особое место в творчестве Державина занимают гражданско-обличительные стихи, одним из ярких примеров которых является ода «Вельможа», написанная в 1794 году.
В «Вельможе» хвалебная часть уже занимает очень незначительное место, а на первый план выводится обличение зла, которое несут вельможи, равнодушные к своему гражданскому долгу. Писатель возмущается положением народа, подданных, страдающих от преступного равнодушия царедворцев.
С небывалой художественной энергией громит поэт гордящуюся «гербами предков» «позлащенную грязь» — блещущих золотом орденов и мундиров «болванов».
В лицо всесильным екатерининским любимцам он бросает негодующие, презрительные слова: «Осел останется ослом, хотя осыпь его звездами…» Совершенно в ином свете представляется нам теперь и сама государыня:
Екатерина в низкой доле И не на царском бы престоле Была великою женой.
И впрямь, коль самолюбья лесть Не обуяла б ум надменный, — Что наше благородство, честь,
Как не изящности душевны?
Разоблачая низкие нравы, самолюбие и самовластие вельмож, автор утверждает истинные человеческие ценности, которые на самом деле возвеличивают человека:
Я князь — коль мой сияет дух;
Владелец — коль страстьми владею;
Болярин — коль за всех болею,
Царю, закону, церкви друг.
Поэт всегда боролся во имя закона. Но в этой борьбе он чувствовал себя одиноким: у него не было поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Законы в государстве писались, и законы эти были правильными, но казалось, что исполняться они должны только до определенной степени и лишь по мере надобности.
К тому же создавалось впечатление, что все эти законы издавались для низших сословий и совершенно не касались правящей верхушки.
Державину же неисполнение законов представлялось чем-то чудовищным. И он не собирался об этом молчать.
К гражданским одам поэта примыкает и написанное в 1780 году стихотворение «Властителям и судиям», в котором автор, устами Бога, гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях перед народом:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны.
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Поэт осуждает «земных богов», распространяющих на земле жестокость, несправедливость и насилие. Русский народ испытывает нечеловеческие страдания и мучения, терпит произвол и беззаконие вельмож. Но властители и судьи остаются глухи и слепы к страданиям народа: «Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса…» Равнодушие и корыстолюбие власть имущих вызывают справедливый гнев автора, и он решительно требует наказать виновных. И в главные судьи призывает единственного по-настоящему справедливого и неподкупного судью — самого Бога:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли!
Таким образом, он призывает небесные громы на головы уже не только князей и вельмож, но и «неправедных и злых» царей.
Гражданской тематике поэт оставался верен до последних дней своей жизни. В одном из поздних, итоговых произведений, стихотворении «Памятник», он признает, что первым «дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, …И истину царям с улыбкой говорить».
В своих обличительных одах Державин явился одним из родоначальников гражданской поэзии, непосредственным предшественником Радищева, Пушкина, поэтов-декабристов. Осознав еще в молодые годы, что неблагополучие страны непосредственно связано с формой правления, поэт усомнился в божественном происхождении государственной власти.
Из этого в его сознании возникла и прочно утвердилась мысль о том, что единственное основание царской власти — не рождение и не помазание, а народная любовь, которая возникает в ответ на заслуги и добродетели. Отсутствие же этих добродетелей превращает государя в тирана, который может и должен быть свергнут по воле народа. В этих мыслях, что нередко слышатся в его стихотворениях, чувствуется зарождение революционного движения, возникшего в стране позже.
Не решаясь еще судить самодержавие, Державин, тем не менее, не отказывал себе в праве судить каждого отдельного самодержца. Основанием для такого суда он избрал истинные ценности человеческой души, которые называл «щедротами».
Именно об этом его свойстве впоследствии скажет поэт-декабрист К. Ф. Рылеев:
Он выше всех на свете благ Общественное благо ставил И в пламенных своих стихах Одну лишь добродетель славил.
На тему: ГРАЖДАНСКИЕ ОДЫ Г. Р. ДЕРЖАВИНА