На тему: ИДЕАЛЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ГУМАННОСТИ В РОМАНЕ М. ДЕ СЕРВАНТЕСА «ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ»
Как отмечают исследователи творчества М. де Сервантеса, в романе «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» воплотились дерзновенные идеи, неслыханные надежды и разочарования великой эпохи Возрождения. В первую очередь, новая культура выдвинула иное понимание человеческой сущности. Человек, в соответствии с идеями Возрождения, существо разумное, а его потребности, как чувственные, так и духовные, достойны удовлетворения.
Идеология Возрождения основывалась на вере в человека, в его силы и способности, в неисчерпаемые его возможности,
Во-первых, Дон Кихот сам совершает выбор своего жизненного пути. Ему уже пятьдесят, он ведет ничем не примечательную жизнь идальго. Единственная радость в этом каждодневном быте — чтение рыцарских романов: он «отдавался чтению рыцарских романов с таким жаром и увлечением, что почти совсем забросил не только охоту, но даже свое хозяйство». Чтение романов приводит его к мысли «как
Она заключается в том, чтобы защищать тех, «кого Господь и природа создали свободными». И для себя герой определяет главную жизненную ценность: «свобода есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей», и ради свободы «можно и должно рисковать жизнью». Так, ради освобождения похищенной волшебниками принцессы и расстройства злого умысла он напал на монахов-бенедиктинцев: «Бесноватые чудища, сей же час освободите благородных принцесс, которых вы насильно увозите в карете!» Ничто не останавливает бесстрашного рыцаря: ни увещевания монахов, ни отпор слуг, сопровождающих карету.
И только обещание рассказать о славном подвиге несравненной Дульсинее Тобосской уберегло путешественников от неминуемой кары рыцаря.
Безрассудной выглядит и сцена готовящегося поединка с огромным свирепым львом, которого в клетке везли в подарок королю от герцога Оранского. Но что побуждает героя совершить это безумие? Встреченный Дон Кихотом дон Дьего не верит в существование странствующих рыцарей.
Дон Кихота сердит желание дона Дьего склонить его к своей жизненной философии. На глазах у потрясенного дона Дьего Дон Кихот вызывает на поединок оранского льва. На повозке стоят две клетки: в одной — лев, в другой львица.
Сторож утверждает, что из всех виденных им львов — это самые крупные и самые свирепые звери. К тому же львы голодны. Дон Кихот готов воспринять встречу со львами как проявление новых происков враждебных ему волшебников.
Он шепчет сам себе: «Львят — против меня? Теперь против меня — львят? «
Ему, конечно, страшно, но, разгораясь гневом и обидой, он решается на поединок. Дон Дьего пытается его образумить тем, что «странствующим рыцарям подобает искать только таких приключений, которые подают надежду на благополучный исход… ибо смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости». Дон Кихот тотчас же отсылает дона Дьего к его куропаткам и хорькам, в которых видит символ всей его философии благоразумия. Сам же, спешившись, ждет у раскрытой клетки, но лев не считает нужным броситься на него. Лениво высунувшись из клетки, облизнувшись и поглядев вокруг, лев вернулся на место.
Просьбу Дон Кихота раздразнить льва сторож не выполняет, сославшись на то, что важен не сам поединок, а мужество человека, готового к нему. Дон Кихоту важнее всего преодолеть в себе самом малейшее противодействие, малейший намек на страх. «Храбрость — это такая же добродетель, которая находится между двумя порочными крайностями, каковы суть трусость и безрассудство… Легче безрассудному превратиться в истинного храбреца, нежели трусу возвыситься до истинной храбрости «.
Действительно, Дон Кихот ведет себя безрассудно, но для него безрассудство — единственная возможность совершать геройские поступки и таким образом служить людям.
Вызывает восхищение и стремление Дон Кихота быть справедливым. Так, встретив на лесной поляне здоровенного мужика, избивающего щуплого мальчика-пастуха, Дон Кихот исполнен намерением восстановить справедливость. Он приказывает мужику тотчас же отпустить мальчика и вернуть ему полагающееся жалованье. Поверив в обещания крестьянина, Дон Кихот уезжает. Он совершил акт справедливости.
Однако этот эпизод говорит о том, что справедливость не может торжествовать на свете, пока существуют люди, для которых слово чести — пустой звук. Мужик посмеялся над сумасшествием Дон Кихота, а после его отъезда до полусмерти избил своего пастуха.
И если в начале романа герой исполнен сил для борьбы с несправедливостью, то в конце активность его спадает. Например, попав в Барселоне на галеру и увидев истязание гребцов боцманом, Дон Кихот не заступается за галерников. Проходя через испытания, рожденные его же фантазией, Дон Кихот постепенно разочаровывается и, в конце концов, отрекается от былых заблуждений.
Разных людей повидал он — от галерников до вице-короля Барселоны. И повсюду сталкивается с ложью, несправедливостью, тупостью, косностью. Дон Кихота поражает даже не столько то, что люди не борются со злом, сколько то, что они не испытывают потребности в уничтожении зла, свыклись с ним.
Люди потешаются над сумасбродным странствующим рыцарем, но в его поступках, как в кривом зеркале, отражаются все пороки окружающего мира: зло, скупость, стяжательство, агрессия и т. д. В поведении Дон Кихота много несообразностей, в то же время поведение его противников кажется логичным, здравым, вполне разумным. Однако если судить по большому нравственному счету, то именно поведению противников Дон Кихота нет оправдания, в то время как по этому же большому счету Дон Кихота мы оправдываем.
Те, кто служат в романе ревнителями здравого смысла, ставят героя в наиболее унизительные положения, унижая его достоинство и ограничивая его духовную свободу. Священник и цирюльник грабят его библиотеку, а затем сажают в клетку Дон Кихота. Герцог с герцогиней делают Дон Кихота участником унизительного маскарада. В маскарадном же костюме, играя в рыцаря, Самсон Карраско одерживает над Дон Кихотом решающую победу.
Именно поэтому главный герой, несмотря на его эксцентричные поступки, воспринимается нами как поборник справедливости и гуманизма.
На тему: ИДЕАЛЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ГУМАННОСТИ В РОМАНЕ М. ДЕ СЕРВАНТЕСА «ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ»