На тему: ИДЕЙНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

«…Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественней­шей натуры, исполинский взмах, демонский полет, с небом гордая вражда…»

В. Г. Белинский

В скорбные дни прощания с национальным гени­ем — Александром Сергеевичем Пушкиным — Россия узнала имя М. Ю. Лермонтова. Его гневное и обличи­тельное стихотворение «Смерть Поэта» потрясло и взволновало общественность, которая увидела в Лер­монтове преемника погибшего поэта.

М. Ю. Лермонтов вошел с русскую литературу в облике одного из своих героев — «лишнего»

и «стран­ного» человека. «Отстраненными» явились в его твор­честве такие устоявшиеся незыблемые чувства, как любовь к родине, женщине, человеку и миру вообще. Может возникнуть ощущение, что поэт не имел идеа­лов, но это не так.

Сложность в том, что идеалы Лермонтова нельзя свести в конкретную идеологию, хотя во все времена это пытались делать. То его сравнивали с Прометеем, то провозглашали певцом индивидуализма, «внеземных откровений» или «божественной гармонии», то видели в нем «гордого врага неба». Герцен в 1851 году в бро­шюре «О развитии революционных идей в России» причислял Лермонтова

к своему поколению, которое переходило от идей прогресса к злобным и гордым мыслям. Да, гордость — отличительная черта характе­ра Лермонтова, но не только.

Гордость — это его пози­ция противостояния ценностям реакционного мира, по­зиция выразителя дум и настроений последекабристской и послепушкинской поры.

В произведениях Лермонтова отразился кризис дворянской революционности, наступление реакции и политического гнета. Но свободную мысль Лермонто­ва ничем нельзя было сковать, поэтому поэзия стала для него выражением высоких дум, душевных терза­ний и напряженной мысли.

Иллюстрацией этим словам служит стихотворению «Дума», написанное в конце 1830-х годов, когда идеалы декабристов были уже попраны и преданы даже пере­довыми людьми того времени.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Это стихотворение — откровенный разговор с са­мим собой, признание своего несовершенства. В нем Лермонтов не только выступает против невыносимого духовного давления официальной идеологии, указыва­ет на «ошибки отцов» — печальный опыт декабристов, но и выражает отчаяние от невозможности противо­стоять пошлости обыденного существования. Он пони­мает, что и его будущее «иль пусто, иль темно».

Творчество Лермонтова восходит к раннему Пуш­кину периода южной ссылки, а также к поэзии дека­бристов. Но у декабристов была политическая и со­циальная программа, в то время как лермонтовский романтический экстремизм не имел социальной окра­ски. В стихотворении «Предсказание» нет идил­лических картин социального блаженства. Вместо них — пророческие слова о разрушении, хаосе, нече­ловеческих страданиях в будущем России:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь — и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож;

И горе для тебя! — твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.

Стихотворение это выражает настроение отчаяния и безнадежности, которым пронизаны почти все произ­ведения Лермонтова. Чувство жгучего оскорбления, горький и горячий лиризм обиды составляют творчес­кий пафос Лермонтова, трагическую и бунтарскую на­правленность его творчества.

Белинский с удивительной точностью почувст­вовал и понял идеологию творчества Лермонтова. Он писал в 1840 году: «Нигде нет пушкинского разгула жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов — по­эт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».




На тему: ИДЕЙНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА