На тему: ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ В ПЬЕСЕ М. БУЛГАКОВА «ДНИ ТУРБИНЫХ»
Многие десятки лет в нашей стране Октябрьская революция считалась самым славным моментом истории, а ее годовщина — главным государственным праздником. Однако в последние годы стало модным преуменьшать значение этого события и говорить, только о негативных его последствиях. На самом же деле революцию нельзя считать ни безусловно положительным, ни безусловно отрицательным событием.
Многие последствия, как часто говорят, октябрьского переворота принесли огромную пользу государству и народу; однако во время и после нее пострадало
Одной из групп, наиболее сильно пострадавших во время революции и гражданской войны, была интеллигенция — прослойка образованных, культурных людей, для которых имели огромное значение такие понятия, как честь, совесть, патриотизм. Военные, чиновники, ученые, люди искусства с жаром отстаивали свои убеждения и зачастую погибали за них.
Тему интеллигенций и революции поднимали многие писатели первой половины двадцатого века, изобразив всевозможные ситуации с различных точек зрения.
Война непосредственно коснулась обитателей уютной «гавани с кремовыми шторами», как назвал квартиру Турбиных их житомирский кузен, поэт Лариосик. Ведь Алексей — артиллерийский полковник, Николай — юнкер, а Тальберг, муж их сестры Елены, — полковник генштаба. Как и друзья их семьи, тоже военные, они принимают участие либо в боях, либо в политических играх, которые тоже являются неотъемлемой частью войны.
И то, как они действовали в критических ситуациях, выбор, сделанный каждым из них, ярко иллюстрирует различные позиции, занимаемые представителями интеллигенции.
Булгаков противопоставляет образы Тальберга и Алексея Турбина. И тот, и другой — полковники, несмотря на значительную разницу в возрасте. Тридцатилетний Турбин, в отличие от своего тридцативосьмилетнего шурина, явно получил звание за боевые заслуги, а не за штабную работу. Их поведение подтверждает это предположение. Тальберг бежит в Германию, якобы в командировку, вместе с отступающими немцами, оставив Елену в Киеве.
Единственное, что он может сказать ей на прощание — это выразить предупреждение: «не бросить тень на фамилию Тальберг» изменой. Правда, сам он не опасается опозорить свое имя трусостью. Неудивительно, что Николай и Алексей сравнивают шурина с крысой, бегущей с корабля, и даже его жена Елена перестает уважать мужа после его бегства.
Тальберг не одинок в своем стремлении сбежать от надвигающейся угрозы — приближающихся войск Петлюры. С ним солидарна вся штабная армейская верхушка; даже сам гетман бежит, а офицеры, дворяне, такие, как князь Новожильцев, не стесняются тоже покинуть свой пост.
Но не расценивать ли как трусость и действия Турбина, например, такие, как отказ вести в бой юнкеров? Ведь кое-кто из младших офицеров понял это решение именно так, да и сами юные военные с нетерпением ждут боя. «Хотя бы дивизион наш был скорее готов», — мечтает Николай, и это наверняка общее мнение. И все же полковник Турбин распускает гарнизон.
Почему? Из малодушия?
Нет, это поступок честного человека и хорошего командира. Алексей, в отличие от необстрелянных юнкеров, был на войне и отлично знает, что это такое. К тому же у него есть самые полные сведения об армии Петлюры, и он отлично понимает, что с двумя сотнями бойцов, из которых «на сто юнкеров — сто двадцать студентов, и держат они винтовку, как лопату», не выстоять против двухсоттысячной армии.
И тем не менее, даже этих юнцов Турбин повел бы в безнадежное сражение: ведь и он, и все его бойцы «гетмана обещали защищать». Но тот, кому они присягали, сбежал, переодевшись в немецкий мундир, и осталось «защищать… что? кого?..» Так что не трус, а человек чести говорит юнкерам: «…я вас не поведу, потому что в балагане я не участвую, тем более что за этот балаган заплатите кровью, и совершенно бессмысленно, вы все». И Турбин подтвердил свое намерение спасти людей тем, что погиб, прикрывая убегающих юношей.
Таким образом, на примере образов Алексея Турбина и Владимира Тальберга Булгаков показал две противоположности — бегущих с корабля крыс, скрывающих свою трусость за оправданиями, и людей настолько отважных, что ради спасения тех, кто им доверяет, они не боятся прослыть трусами.
Не трусом оказался и младший брат Алексея Николай, остававшийся с братом до тех пор, пока была надежда его спасти. В результате он был ранен и остался калекой. Отказывается бежать Шервинский, хотя у него есть возможность присоединиться к отступающей немецкой армии.
Он благороднее Тальберга — главный вопрос, который его волнует: «Поедет ли со мной Елена?» И узнав, что места для нее в поезде нет, он остается, не желая бросать любимую женщину. Вместе со Студзинским и Мышлаевским, доблестными и честными офицерами, благородные люди среди героев пьесы составляют большинство. Не хотел ли Булгаков показать этим, что основная масса военной интеллигенции, несмотря ни на что, не поступается честью ради спасения.
Однако социальная группа, называемая интеллигенцией, состоит не только из офицеров, людей сильных, обладающих большим жизненным опытом и приспособленных к трудным условиям. Поэт Лариосик выглядит смешным и жалким в их обществе. Он — утонченная натура: благороден, не пьянствует, не сквернословит — и абсолютно не умеет преодолевать лишения. Его мать даже не решается позволить сыну жить на квартире у чужих людей.
Понятно, что в изменившихся условиях ему придется гораздо труднее, чем его родственникам-военным.
Тем не менее, даже этот слабый человек не лишен благородства и стремится оградить Елену, еще более беззащитную, чем он сам. «Как же вы будете одна? Одна, без поддержки, без участия». Лариосик — слабая поддержка, и он сам это признает, хотя и пытается выглядеть сильным, чтобы создать у Елены иллюзию защищенности. Получается у него плохо: грубоватые выражения, подслушанные у военных, — не лучший способ продемонстрировать свою мужественность.
К тому же, сам того не замечая, он помогает и Елене, и даже мужчинам: наряженная им новогодняя елка, такая же красивая, как и всегда, — это отличная попытка поддержать людей и вернуть им веру в лучшее.
Несмотря на уход немецкой армии и бегство гетмана, у героев пьесы остается надежда на то, что все еще может вернуться на круги своя. Однако войскам Петлюры тоже приходится отступать, Киев захватывают большевики, и все говорит о том, что это надолго. Герои вновь поставлены перед выбором: сражаться ли, и если да, то на чьей стороне.
Для Лариосика ответ прост: он не умеет и не хочет сражаться. Ему остается только принимать все как должное. Отвоевался Николка; впрочем, он не испытывает неприязни к новому строю и даже не совсем понимает его суть. Главное, что его волнует: «Интересно, как большевики выглядят?»
Шервинский, в отличие от него, разбирается в сложившейся ситуации. Он видит бесполезность борьбы с большевиками, но не желает присоединяться к ним. Его выбор — отказаться от борьбы, и он сбривает офицерские бакенбарды, надевает «беспартийное» пальто дворника и устраивается певцом в оперу, благо голос у него хороший.
Расходятся во мнениях сослуживцы — теперь уже бывшие — Студзинский и Мышлаевский. Ни тот, ни другой не желают сложить оружия, однако спорят, за кого нужно сражаться. Выбор Студзинского — верность белой гвардии.
Он готов продолжать безнадежную борьбу в армии Деникина, а потом, после окончательного поражения, бежать за границу.
Мышлаевский же выбирает верность отечеству и, чтобы остаться на родине, готов сражаться на стороне нового строя. На аргумент Студзинского, «какое же отечество, когда большевики?» — он отвечает: «За большевиками мужички тучей». В ответ на ностальгические высказывания о прежней, великой России говорит: «Прежней не будет, новая будет».
Таким образом, бывшие однополчане оказываются по разные стороны баррикад. И каждый поступает так, как велит офицерская честь. Кто из них прав? Булгаков не дает нам ответа.
И даже сейчас, почти через сто лет, мы не можем однозначно ответить на этот вопрос.
Так каков же путь интеллигенции в революционное время? Бежать и оказаться человеком без родины? Остаться и быть признанными идеологическими противниками нового строя? Ответ не найден ни во время Октябрьской революции в России, ни в период других переворотов и в других странах.
Ясно одно: сколько бы благ ни несли обществу революции, множество людей страдает в результате таких радикальных перемен, и больше всего — интеллигенция — наиболее просвещенная, но и самая незащищенная часть общества.
На тему: ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ В ПЬЕСЕ М. БУЛГАКОВА «ДНИ ТУРБИНЫХ»