На тему: Истоки РУССКОГО ПАТРИОТИЗМА
Каждый из нас прекрасно понимает, что патриотизм, как и всякое другое человеческое чувство, имеет свои истоки. Русский философ В. Соловьев, говоря о патриотизме, замечает, что для каждого человека «он имеет свои утробные корни, которые остаются и еще крепнут от внешнего разрыва… Без этих натуральных корней нет настоящего патриотизма. Всякий знает, однако, что никогда в природе не бывает и того, чтобы цветы и плоды росли прямо из корней.
Для расцвета и плодотворности патриотизма нужно ему подняться над своими утробными корнями в свет
Философ отмечает, что такой подъем не дается легко. «Для расцвета и плодовитости патриотизма» необходимо пройти через тяжелые жизненные испытания.
Для восточнославянских народов утробными корнями патриотизма является общая история периода Древней Руси. Но в XIII веке со смертью Мстислава Великого Древняя Русь по сути дела перестает существовать. Возникает несколько независимых княжеств, которые и стали прямыми продолжателями общей истории.
Так начался тот самый тяжелый жизненный путь, который, по мысли философа В. Соловьева, был необходим для последующего «расцвета
Однако еще до окончательного дробления Русской земли на особые уделы находились беззаветные патриоты, выступавшие за сохранение единства. Бесспорно, самым заметным среди них был неизвестный автор «Слова о полку Игореве». Русская земля у автора не ограничивалась Киевом, Черниговом или Новгородом-Северским. Она включала в себя и другие древнерусские княжества.
В этом и есть яркое проявление патриотического сознания автора произведения и тех, кто придерживался таких же взглядов. В его трактовке именно Русская земля в широком понимании является истинным героем «Слова о полку Игореве». И именно в создании образа Русской земли автор поднимается до высокохудожественного мастерства. В созданном им образе Родины ощущается страстная любовь и преданность.
Этот образ пронизывает все произведение и одухотворяется через единение человека и природы.
Неизвестный автор «Слова о погибели Русской земли» уже не призывает русских князей к единению перед лицом грозной опасности. Ему остается лишь оплакивать гибель Великой Руси — неизбежный результат длительных ссор, несогласий и кровавых междоусобиц русских князей. Истинный патриот своей Родины, он с умилительной ностальгией говорит о былом могуществе, богатстве, красоте и величии Русской земли до нашествия монголо-татар: «Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, городами великими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими!».
Далее автор перечисляет те страны и народы, которые считались с авторитетом великого князя Русской земли. И незаметно для самого себя из подавленной минорной тональности он переходит в мажорное настроение. Не без гордости за славное прошлое родной земли он напоминает, что именем Владимира, Мономаха некогда «половцы детей своих пугали в колыбели, а литва из болота на свет не показывалась, а венгры каменные города крепили железными воротами…
А немцы радовались, что они далеко за синим морем».
Своей кульминации, высшего накала патриотическое чувство автора достигает в том месте, где он говорит, что «сам Мануил Царегородский, страх имея» перед Мономахом, «дары великие посылал к нему, чтоб великий князь
Владимир Царя-города у него не взял». Но описывая былое величие земли Русской, автор ни на миг не забывает о том, что в настоящем «беда приключилась христианам».
Под бедой неизвестный автор понимает нашествие иноплеменников на Русскую землю. С Запада к границам вечевых республик Новгорода и Пскова подступили немецкие феодалы. В союзе с католической церковью они еще в начале XIII века приступили к осуществлению политики «дранг нах остен» в Восточной Прибалтике.
К середине столетия Орден меченосцев овладел латвийскими землями и южной частью современной Эстонии, а Тевтонский орден принялся за покорение пруссов. Объединившись в единый Тевтонский орден, немецкие рыцари предприняли попытку проникнуть на Русь. Но новгородский князь Александр Невский в битве на Чудском озере в 1242 году умерил амбиции тевтонцев.
Несмотря на победу, Александру Невскому предстоял выбор союзника: либо с немцами, либо с монголо-татарами. Князь Александр хорошо знал, как немцы поступали с покоренными племенами западных славян. Они планомерно истребляли их до последнего человека, освобождая земли для раздачи немецким феодалам.
В отличие от них, монголо-татары «были довольно великодушны и снисходительны к покорным»: Они не вели планомерного уничтожения населения, не отнимали земель у русских князей и толерантно относились к православной церкви.
В подобной обстановке выбор князя Александра Невского был предопределен.
Известный современный российский историк Л. Гумилев так отвечает на вопрос, в чем была заслуга выбора князя Александра Невского: «Прежде всего в том, что, человек умный, и тонкий, сведущий и образованный, он осознал масштабы католической угрозы и сумел этой угрозе противопоставить союз Руси и монголов. В самом деле, территориальная близость Западной Европы позволяла крестоносцам в перспективе захватить не только Новгород и Псков, но и Смоленск, Ярославль, и столицу тогдашней России — Владимир, и Переяславль — родину Александра. Договориться с европейцами, в отличие от монголов, было нельзя.
Они принимали любые услуги, но не соблюдали никаких условий мирных договоров».
Так, по мысли Л. Гумилева, действиями Невского было положено «начало новой этнической традиции союза с народами Евразии ради защиты общего Отечества от военной и идеологической агрессии Западной Европы».
Так, после тяжких испытаний, начался новый период для «расцвета и плодовитости» русского патриотизма.
На тему: Истоки РУССКОГО ПАТРИОТИЗМА