На тему: История мятежа В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

По утверждению русского философа Н. Бердяева, «весь русский XIX век, величайший по творческому подъему век русской истории, был веком нарастающей революции. Раскол, раздвоение этого века, довели русское творче­ство до величайшего напряжения».

Нельзя не согласиться с выводом русского философа. Русская литература XIX века действительно полна предчувствий, предсказаний и тревоги перед надвигающей­ся катастрофой.

Русская поэзия XIX века полна предчувствием револю­ции. Это было время, ставшее ее золотым веком. Этот золотой век начался

с А. Пушкина, которого небезоснова­тельно считали государственником, певцом императорской России. Поэт черпал вдохновение в величии России.

Имен­но в его творчестве мы находим культ Петра Великого.

Но есть у него и революционные стихи. Стоит вспом­нить, что А. Пушкин принадлежал к поколению декабрис­тов, среди которых у него было много друзей и знакомых. Безграничная вера в величие и могущество России и не менее страстная любовь к свободе создают впечатление душевной раздвоенности поэта. Он с томленьем ждет «мину­ты вольности святой».

И мечтает увидеть «народ неугне­тенный и рабство падшее по манию

царя».

Но для иллюстрации революционных настроений А. Пушкина наиболее подходит стихотворение «Вольность», в ко­тором поэт именует царя «самовластительным злодеем» и с «жестокой радостью» желает видеть его погибель, смерть детей.

Читая эти строки и вспоминая последующую историю России, нельзя не поразиться пророчеству гениального творца о будущей судьбе монархии.

Однако наибольшее впечатление производит пророче­ство другого русского поэта — М. Лермонтова. В стихотво­рении с символическим названием «Предсказание», напи­санном в 1830 году, поэт почти за сто лет предсказывает наступление 1917 года: «Настанет год — России черный год — когда царей корона упадет».

Великий русский поэт Ф. Тютчев не был революционе­ром. Но и он предчувствовал, что на Россию надвигается страшная революция. Может быть, именно отсюда в его поэзии столько хаотичной, иррациональной, темной, ноч­ной стихии.

Видимая гармония и порядок представлялись поэту маскирующим покровом, под которым — непроч­ность и тонкость.

Русскую поэзию начала XX века называют серебря­ной, потому что она была поэзией окончания целой эпохи в русской литературе нового времени. И в ней также сильны предсказательные мотивы. Например, поэты-символисты ощущали, что Россия стремительно летит в бездну. Одни из них радовались этому, потому что видели в революци­онных потрясениях возможность рождения новой лучшей жизни, других ужасала сама мысль о гибели существующе­го мира, ибо они видели «закат в крови» .

Действительно, «величайшее напряжение» было в твор­честве русских литераторов, чувствующих приближение 1917 года.




На тему: История мятежа В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА