На тему: ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

«Евгений Онегин» — самое задушевное про­изведение А. С. Пушкина, в котором нашли свое отражение заветные мысли и чувства поэта, его размышления о жизни, взгляды, нравственный идеал, отношение к окружающему миру. В рома­не перед нами в ярких реалистических красках предстают и столица, и провинция, и деревня, и город, и сама русская природа — во всем ее мно­гообразии и изменчивости.

Наверное, трудно найти в русской поэзии та­кое динамичное и яркое описание весны, как в этих строчках из романа «Евгений Онегин»:

Гонимы вешними

лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Всего 14 строк, но в этих строках открывает­ся вся картина весеннего пробуждения природы, с того самого момента, когда с шумом начинают свой бег весенние ручьи, и заканчивая пением соловья в одевшейся в зелень роще. Снег уже со­шел с лугов и полей, безоблачное

небо согревает своей теплотой, на деревьях распускаются не­жные, трогательные листочки. На лугах появи­лись первые цветы.

И вот уже пчела, неутомимая труженица, вылетела собирать душистый нектар. Луга наполнились стадами — жизнь кипит, вес­на наполняет ее новым смыслом

Под удивительным пером Пушкина — гени­ального художника слова — оживают и обрета­ют новые краски картины весенней природы. Небо у него блестит, сияет голубизной, радуясь тому, что наконец-то освободилось от тяжелых зимних туч. Леса «зеленеют пухом»: листочки, только что успевшие проклюнуться, такие не­жные, что деревья действительно кажутся по­крытыми пухом, легкими и воздушными.

Кро­ны их еще не сомкнулись, создавая ощущение прозрачности леса. Жужжание пчелы, шум па­сущегося на лугу стада, радостная трель соловья — все это наполняет картину неповторимым жи­вым движением, радостью, торжеством.

Автор так живо, красочно воссоздает наступ­ление весны, с таким искренним, восторженным чувством описывает картины пробуждения при­роды, что невольно заражает всех нас этим вол­шебным чувством:

Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года…

Восхищаясь «утром года» — этим прекрас­ным, волшебным временем, когда все вокруг про­буждается ото сна, автор тем не менее обнаружи­вает и другое отношение к весне:

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! пора любви!

Какое томное волненье В моей душе, в моей крови!

Или мне чуждо наслажденье,

И все, что радует, живит,

Все, что ликует и блестит,

Наводит скуку и томленье На душу мертвую давно,

И все ей кажется темно?

Однако природа в романе — это не просто кар­тины, отражающие красоту и своеобразие того или иного времени года. Описаниям природы поэт придает намного более серьезное значение. Они призваны подчеркнуть те или иные особенности характера, поведения, взглядов героев, передать их душевный мир, мечты, стремления, нравствен­ные идеалы.

Именно поэтому положительные ге­рои произведения, такие, например, как Татьяна, всегда рисуются в окружении природы.

Описания деревенской русской природы пора­жают великолепием и теплотой, с которой отно­сится к ней автор. Пушкин описывает весну, ри­сует зимние и осенние пейзажи. Автор показы­вает нам, сколько прелести и поэтичности заклю­чается в этих всем знакомых, родных, но не все­гда замечаемых нами картинах.

Картины природы являются также непосред­ственным окружением человека, той средой, ко­торая изначально призвана сопутствовать людям во всех их делах:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив…

Зимний пейзаж в романе вызывает радость и восторг у читателя так же, как и у крестьянина, обновляющего зимний путь, как и у неугомонных шаловливых мальчишек.

Легкая авторская ирония ощущается в обра­щении к читателю, который, возможно, не най­дет в этих строках «изящного» , тем более что первый снег, как ука­зывает Пушкин, уже описан «роскошным сло­гом» и изображен «певцом финляндки молодой».

С любовью к родной природе у поэта неразрыв­но связаны мысли о родине, о Москве. Глубоким патриотизмом проникнуты строки, посвященные русскому народу и Москве:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Возможно, именно прекрасные лирические отступления, в которых автор говорит о родной земле, с огромной искренней любовью описыва­ет родную природу, позволили В. Г. Белинскому сказать о романе «Евгений Онегин»: «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и об­гоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда бу­дет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».

Читая великолепное произведение А. С. Пуш­кина, мы не перестаем восхищаться тем, как смог автор увидеть красоту в самом обыкновенном, сумел найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой красоты.




На тему: ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»