На тему: ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» со­здан великолепный обобщенный образ барской Москвы начала XIX века. С первых страниц ав­тор вводит нас в быт дворянской семьи, знакомит с нравами дворянского общества, приоткрывает взаимоотношения действующих лиц. Первые сцены в доме Фамусова знакомят нас с одними героями и подготавливают появление других.

По мере развития сюжета мы начинаем осоз­навать, что всех этих людей — таких, на первый взгляд, разных, объединяет общая идеология, общий, прочно укрепившийся и устоявшийся быт. Однако

в этом обществе все-таки уже ощу­щается разделение на два лагеря: приверженцев старых традиций, защитников крепостного строя и представителей передовой дворянской молоде­жи, уверенных в необходимости переустройства мира.

Самым ярким представителем первого лагеря в комедии выступает Фамусов. Это ярый защит­ник самодержавно-крепостнических порядков. «Как все московские», он ценит в людях только чины и богатство, заявляя Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Собственные принципы Фамусов считает непререкаемыми, а традиции своей сре­ды — нерушимыми и единственно правильными.

Он старается убедить Чацкого

в необходимости служить «на старших глядя». Когда же тот отка­зывается от службы, объясняя это тем, что «слу­жить бы рад, прислуживаться тошно», Фамусов объявляет его опасным человеком, не признаю­щим властей, и угрожает ему судом. Убежденный защитник самодержавия, этот богатый барин ис­кренне восхищается старыми порядками, верно­стью москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни.

Он считает вполне законным пра­во помещика распоряжаться людьми по собствен­ному усмотрению: наказывать, продавать, от­правлять в ссылку, на каторгу или поселение.

Крепостных он не считает людьми, не признает в них человеческого достоинства, права на соб­ственное мнение, на личную жизнь. Поэтому со слугами он разговаривает грубо, обзывает осла­ми, чурбанами, называет Петрушками, Филька­ми, Фомками, независимо от их возраста. Само­державно-крепостнический строй является осно­вой благополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собственной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к каким-то действиям, к ак­тивной жизни. Все суждения они «черпают из забытых газет», расшитым мундиром прикрыва­ют свое слабодушие и «рассудка нищету».

Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского общества. Они ви­дят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —

Заявляет Фамусов.

Окружение барина не особенно отличается от него своими взглядами, убеждениями, жизнен­ными позициями. Все московское общество жи­вет в уверенности, что другого образа жизни, дру­гих жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влия­ния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы полу­чить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увле­каться наукой.

Грибоедов не ограничивается многосторонним изображением Фамусова как барина-крепостника и чиновника-бюрократа. Для наиболее полно­го изображения нравов московского дворянства он вводит красочные образы других лиц, таких, например, как полковник Скалозуб, упорно стре­мящийся к военной карьере и уже достигший немалых успехов на этом поприще. Главная цель жизни этого человека — дослужиться до генера­ла.

И он не пренебрегает никакими средствами для достижения желаемого. Ему невероятно ве­зет по службе: «То старших выключат иных, дру­гие, смотришь, перебиты». Скалозуб еще более ограничен в умственном отношении, чем Фаму­сов. Так, например, когда его просят высказать свое мнение о Москве, он может сказать только: «Дистанции огромного размера».

При этом даже гордится своим невежеством: «Ученостью меня не обморочишь». Этого служаку интересуют только чины и награды, «выпушки», «погончи­ки», петлички на мундирах, муштра, команда, «фрунт». «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», — эту меткую характерис­тику дает Скалозубу Чацкий. Но именно такие самовлюбленные, тупые поклонники палочной муштры, враги свободы и просвещения преуспе­вали в те времена и занимали в дворянском об­ществе высокое положение.

Растлевающее влияние фамусовского обще­ства и крепостническо-чиновничьей морали осо­бенно заметно в образе Молчалина, который стал нарицательным обозначением пошлости и лакей­ства. Совершая подлый поступок, он даже не по­нимает, что это подлость. Он искренне уверен в том, что в маленьких чинах «не должно сметь свое суждение иметь».

Секрет успеха бедного, безродного Молчалина в его тактике. Он точно знает, как нужно себя вести, чтобы достигнуть «степеней известных»:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

«Умеренность и аккуратность» таких людей, как Молчалин, ценится в московском обществе гораздо выше ума, образованности, воспитанно­сти, чувства чести и достоинства представителей передовой молодежи. В дворянской среде распро­странены и процветают молчалинские принци­пы: жизненный практицизм, лицемерие, низко­поклонство, приспособленчество.

Рисуя картину московского дворянского об­щества, Грибоедов расширяет и расцвечивает ее введением множества эпизодических лиц, гостей Фамусова. Все они объединены общими взгляда­ми на жизнь и на людей, хотя каждый имеет свой индивидуальный характер, свои черты, есте­ственно вписывающиеся в стереотипы общества. Здесь перед нами властная барыня Хлестова — грубая, бесцеремонная женщина. Здесь и «лгу­нишка, картежник, вор» Загорецкий, «мастер услужить», благодаря чему его везде принимают. Характерен для барской Москвы и образ Репетилова — болтливого, глупого, ветреного человека, и образ Платона Михайловича Горича — «мужа-мальчика, мужа-слуги из жениных пажей», во всем беспрекословно подчиняющегося своей жене Наталье Дмитриевне.

Типичной москов­ской семьей выступает княжеская семья Тугоуховских, которая, как и все представители дво­рянской среды, признает в людях только знат­ность, богатство и чины. Интересы княжон огра­ничиваются нарядами и сплетнями, а родители озабочены поиском подходящих женихов для своих дочерей. Пристрастие к «хорошему тону», который немыслим без французского языка, ха­рактеризует Хрюмину-внучку. «Хороший тон», однако, не способен скрыть злобу и постоянное недовольство этой строптивой графини.

Полноту и законченность образу барской Мос­квы придают также многочисленные упомина­ния о других людях, таких как Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна и др., об их жиз­ни и нравах.

Резко выделяется из этой среды лишь Чацкий — вольнолюбивый молодой человек, свято веря­щий в людей, в силу разума, отстаивающий сво­боду и уверенный в скорой гибели фамусовского мира. Рабской морали барской Москвы Чацкий противопоставляет высокое понимание долга и чести, общественной роли и обязанностей чело­века.

Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнени­ями чужими», независимость и гордое достоин­ство вместо низкопоклонства и лести перед выс­шими чинами, служение делу, а не лицам — та­ковы моральные принципы этого героя. Но его время, к сожалению, еще не настало. Москов­ское общество не желает принять его, потому что видит в нем угрозу устоявшимся правилам и сте­реотипам своей среды.

Жизненность образов, созданных Грибоедо­вым, так поразила современников драматурга, что буквально вся Москва отыскивала и находи­ла в своей среде тех людей, с которых могли быть списаны герои произведения. Сатирические об­разы, созданные писателем, позднее были разви­ты и переосмыслены М. Е. Салтыковым-Щедри­ным, который в хронике «В среде умеренности и аккуратности» представил дальнейший жизнен­ный путь Молчалина, достигающего и в новых условиях «степеней известных». Герои, подобные персонажам «Горя от ума», еще не раз будут встречаться в произведениях других авторов, что говорит о невероятной правдивости и типичнос­ти созданных великим драматургом картин и об­разов.




На тему: ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»