На тему: ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» создан великолепный обобщенный образ барской Москвы начала XIX века. С первых страниц автор вводит нас в быт дворянской семьи, знакомит с нравами дворянского общества, приоткрывает взаимоотношения действующих лиц. Первые сцены в доме Фамусова знакомят нас с одними героями и подготавливают появление других.
По мере развития сюжета мы начинаем осознавать, что всех этих людей — таких, на первый взгляд, разных, объединяет общая идеология, общий, прочно укрепившийся и устоявшийся быт. Однако
Самым ярким представителем первого лагеря в комедии выступает Фамусов. Это ярый защитник самодержавно-крепостнических порядков. «Как все московские», он ценит в людях только чины и богатство, заявляя Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Собственные принципы Фамусов считает непререкаемыми, а традиции своей среды — нерушимыми и единственно правильными.
Он старается убедить Чацкого
Он считает вполне законным право помещика распоряжаться людьми по собственному усмотрению: наказывать, продавать, отправлять в ссылку, на каторгу или поселение.
Крепостных он не считает людьми, не признает в них человеческого достоинства, права на собственное мнение, на личную жизнь. Поэтому со слугами он разговаривает грубо, обзывает ослами, чурбанами, называет Петрушками, Фильками, Фомками, независимо от их возраста. Самодержавно-крепостнический строй является основой благополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собственной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к каким-то действиям, к активной жизни. Все суждения они «черпают из забытых газет», расшитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету».
Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского общества. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —
Заявляет Фамусов.
Окружение барина не особенно отличается от него своими взглядами, убеждениями, жизненными позициями. Все московское общество живет в уверенности, что другого образа жизни, других жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекаться наукой.
Грибоедов не ограничивается многосторонним изображением Фамусова как барина-крепостника и чиновника-бюрократа. Для наиболее полного изображения нравов московского дворянства он вводит красочные образы других лиц, таких, например, как полковник Скалозуб, упорно стремящийся к военной карьере и уже достигший немалых успехов на этом поприще. Главная цель жизни этого человека — дослужиться до генерала.
И он не пренебрегает никакими средствами для достижения желаемого. Ему невероятно везет по службе: «То старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты». Скалозуб еще более ограничен в умственном отношении, чем Фамусов. Так, например, когда его просят высказать свое мнение о Москве, он может сказать только: «Дистанции огромного размера».
При этом даже гордится своим невежеством: «Ученостью меня не обморочишь». Этого служаку интересуют только чины и награды, «выпушки», «погончики», петлички на мундирах, муштра, команда, «фрунт». «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», — эту меткую характеристику дает Скалозубу Чацкий. Но именно такие самовлюбленные, тупые поклонники палочной муштры, враги свободы и просвещения преуспевали в те времена и занимали в дворянском обществе высокое положение.
Растлевающее влияние фамусовского общества и крепостническо-чиновничьей морали особенно заметно в образе Молчалина, который стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Он искренне уверен в том, что в маленьких чинах «не должно сметь свое суждение иметь».
Секрет успеха бедного, безродного Молчалина в его тактике. Он точно знает, как нужно себя вести, чтобы достигнуть «степеней известных»:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
«Умеренность и аккуратность» таких людей, как Молчалин, ценится в московском обществе гораздо выше ума, образованности, воспитанности, чувства чести и достоинства представителей передовой молодежи. В дворянской среде распространены и процветают молчалинские принципы: жизненный практицизм, лицемерие, низкопоклонство, приспособленчество.
Рисуя картину московского дворянского общества, Грибоедов расширяет и расцвечивает ее введением множества эпизодических лиц, гостей Фамусова. Все они объединены общими взглядами на жизнь и на людей, хотя каждый имеет свой индивидуальный характер, свои черты, естественно вписывающиеся в стереотипы общества. Здесь перед нами властная барыня Хлестова — грубая, бесцеремонная женщина. Здесь и «лгунишка, картежник, вор» Загорецкий, «мастер услужить», благодаря чему его везде принимают. Характерен для барской Москвы и образ Репетилова — болтливого, глупого, ветреного человека, и образ Платона Михайловича Горича — «мужа-мальчика, мужа-слуги из жениных пажей», во всем беспрекословно подчиняющегося своей жене Наталье Дмитриевне.
Типичной московской семьей выступает княжеская семья Тугоуховских, которая, как и все представители дворянской среды, признает в людях только знатность, богатство и чины. Интересы княжон ограничиваются нарядами и сплетнями, а родители озабочены поиском подходящих женихов для своих дочерей. Пристрастие к «хорошему тону», который немыслим без французского языка, характеризует Хрюмину-внучку. «Хороший тон», однако, не способен скрыть злобу и постоянное недовольство этой строптивой графини.
Полноту и законченность образу барской Москвы придают также многочисленные упоминания о других людях, таких как Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна и др., об их жизни и нравах.
Резко выделяется из этой среды лишь Чацкий — вольнолюбивый молодой человек, свято верящий в людей, в силу разума, отстаивающий свободу и уверенный в скорой гибели фамусовского мира. Рабской морали барской Москвы Чацкий противопоставляет высокое понимание долга и чести, общественной роли и обязанностей человека.
Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими чинами, служение делу, а не лицам — таковы моральные принципы этого героя. Но его время, к сожалению, еще не настало. Московское общество не желает принять его, потому что видит в нем угрозу устоявшимся правилам и стереотипам своей среды.
Жизненность образов, созданных Грибоедовым, так поразила современников драматурга, что буквально вся Москва отыскивала и находила в своей среде тех людей, с которых могли быть списаны герои произведения. Сатирические образы, созданные писателем, позднее были развиты и переосмыслены М. Е. Салтыковым-Щедриным, который в хронике «В среде умеренности и аккуратности» представил дальнейший жизненный путь Молчалина, достигающего и в новых условиях «степеней известных». Герои, подобные персонажам «Горя от ума», еще не раз будут встречаться в произведениях других авторов, что говорит о невероятной правдивости и типичности созданных великим драматургом картин и образов.
На тему: ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»