На тему: ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОМЕСТНОГО ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Интерес А. С. Пушкина к злободневным про­блемам современности проявился уже в его ли­цейской лирике, а в романе «Евгений Онегин» одним из ключевых мотивов является конфликт между личностью и обществом. Пушкин поста­вил перед собой задачу объективно показать ха­рактер современного молодого человека во всей его сложности и противоречивости, на фоне обыч­ных контактов с окружающими.

Главный герой произведения, Евгений Оне­гин, охладел к светской жизни. Им овладела хан­дра, и в поисках спасения от нахлынувшей на него апатии он бежал

от света и привычного об­щества в глухую деревню. Там Онегин искал уединения, однако сразу же по прибытии столк­нулся с необходимостью следовать уже устояв­шимся правилам поведения и общаться с назой­ливыми соседями.

Местное дворянство оказалось очень консер­вативным и попытки Онегина облегчить участь крестьян были восприняты им в штыки, а нова­тор был объявлен опаснейшим чудаком:

Сосед наш неуч, сумасбродит,

Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино.

Сосед, с которым сошелся Онегин в деревне, Владимир Ленский, еще не успел увянуть «от хладного разврата света». Он был солидарен с Евгением

в его нелюбви к пирам господ «соседственных селений», к их благоразумным разго­ворам о сенокосе, вине, псарне, родне. Однако ро­мантичный юноша успел влюбиться в скромную, всегда послушную, веселую и простодушную Оль­гу Ларину, и его будущее могло обернуться скуч­ными провинциальными буднями. Неслучайно на фоне других провинциальных портретов вни­мание Пушкина привлекает Татьяна:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.

В описании увлечений Татьяны ясно проступа­ют «правила хорошего тона», которыми должна была следовать любая молодая провинциальная дворянка. Однако Татьяну не увлекал этот чуж­дый и непонятный ей мир: она не играла в куклы, не любила вести беседы про городские новости и моды. Девочкой она, как и все дворовые, воспи­тывалась в атмосфере русских народных обычаев и русского фольклора.

Может, поэтому Татьяна так любила родную природу и судила о жизни по прочитанным книгам, благо батюшка не усматри­вал вреда в подобном увлечении.

А увлечения и жизненные ориентиры Татья­ны отличались от всего того, что могла дать ей среда и даже родная семья.

Мать Татьяны в юности сама любила читать романы, постепенно сотворив в своей фантазии образ идеального возлюбленного:

В то время был еще жених

Ее супруг, но по неволе;

Она вздыхала о другом…

Как видим, брак Лариных был заключен по меркантильным соображениям. Светская дама, старшая Ларина в первое время супружества очень горевала, будучи оторванной от светской жизни, поскольку благоразумный муж поспешил увезти новоиспеченную супругу в свою деревню. Первое время невинная жертва чужого расчета «рвалась и плакала», пыталась развестись с суп­ругом, но постепенно привыкла к этому чуждо­му укладу жизни, занялась хозяйством:

Привыкла и довольна стала.

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она.

И закрутилось колесо будней провинциаль­ной дворянки: поездки по работам, соление гри­бов, ведение расходов, бритье лбов, физическое наказание оплошавших служанок. Горькой иро­нией пронизаны строфы, повествующие о том, как нежная девушка, которая выводила кровью в альбомах романтические строчки, говорила на­распев, носила узкий корсет и произносила «н» на французский манер, вскоре позабыла «стиш­ков чувствительных тетрадь» и обновила шлафор и чепец.

Спокойная провинциальная жизнь, встречи с семьями соседей, во время которых можно «и по­тужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем», приверженность «привычкам милой старины»: русские блины на Масленицу, говение дважды в год, круглые качели, песни, хороводы в празднич­ные дни, квас, необходимый как воздух, — так проходит жизнь в семье Лариных.

В такой среде жила чуткая и впечатлительная Татьяна, что было для нее сродни гибели. Неда­ром в письме к Онегину она обращается с мольбой о защите:

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Особенно ярко представление о характерах и типажах поместного дворянства отображено Пушкиным в сцене именин у Лариных. Дом по­лон гостей, карикатурные образы которых Тать­яна видела во сне: толстый Пустяков со своей до­родной супругой, Гвоздин, уездный франтик Пе­тушков, сплетник и обжора Флянов. Развлечение гостей состоит в шумных разговорах, спорах, по­едании большого количества еды. Радостная но­вость оживляет всех: будет полковая музыка! Недаром Онегин был взбешен и разъярен: с од­ной стороны — общество, которое ему опротиве­ло, с другой — смущение самой винов­ницы торжества, чьи чувства накануне были от­вергнуты.

Онегин вернулся к тому, от чего бежал, почувствовав, что и Татьяна страдает от этого карикатурного общества, которое не позволяет ей сохранять свою природность и чистоту души.

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин не только мастерски описал обы­чаи поместного провинциального дворянства, но и проанализировал то разрушающее влияние, ко­торое оказывала эта удушающая мещанская ат­мосфера на молодых современников поэта.




На тему: ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОМЕСТНОГО ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»