На тему: КАК ПОНИМАЮТ ЛИРИКУ ТЮТЧЕВА?

Ф. И. Тютчев — совершенно особенный поэт в ис­тории русской литературы. Творческая судьба его сло­жилась непросто. Первое стихотворение поэт написал в 11 лет, но литературная слава пришла к нему позд­но — на шестом десятке лет его жизни. Многие осо­бенности лирики предопределил тот факт, что 22 года Тютчев провел за границей, куда он был отправлен на дипломатическую службу.

Удивительно, что, постоян­но находясь в иноязычной среде, он сумел сохранить любовь к родному языку и писал именно по-русски. В эстетическом плане Тютчев формировался

под влия­нием идей немецкого романтизма, и романтизму же он оставался верен на протяжении всего своего творчес­кого пути.

Важное место в его лирике занимают пейзажи: кар­тины природы помогают поэту раскрыть его трагические и напряженные раздумья о жизни и смерти, о человеке и обществе. Романтизм Тютчева проявился прежде всего в изображении природы: она воспринимается им не как бездушное создание, но как живое существо, динамичная стихия, не знающая ни сна, ни покоя. Стихи Тютчева проникнуты восторгом перед красотой и величием при­роды, ее бесконечностью и многообразием.

Природа вну­тренне близка, родственна

человеку. «В ней есть душа», и бури, происходящие в природе, сродни кипению страс­тей в сердце человека. По мнению Тютчева, природа и человек образуют единое целое:

Дума за думой, волна за волной —

Два проявленья стихии одной.

Постижение законов и тайн природы есть созерца­ние самого себя. Поэтому поэзия Тютчева — это преж­де всего самое полное выражение внутренней жизни автора, результат неутомимой работы мысли, сложного противоборства волновавших его чувств. Все переду­манное и пережитое облекалось поэтом в художествен­ные образы и поднималось на высоту философского обобщения. Так, возвышенный мир природы, родст­венный душе человека, Тютчев, как истинный роман­тик, противопоставляет человеческой деятельности. История, культура, цивилизация — все кажется ему призрачным и зыбким, обреченным на гибель, тогда как природа вечна и совершенна.

Поэт отмечает, что «от жизни той, что бушевала здесь», остались только «два-три кургана». Тело человека обращается в прах, тогда как «природа знать не знает о былом, ей чужды наши призрачные годы».

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной.

Человек в поэзии Тютчева слаб и величествен од­новременно. Он может быть велик своей тягой к бес­предельному, к «грозовым» моментам жизни. Но, несо­мненно, велик тот, кто был участником или свидетелем важных исторических событий. «Счастлив, кто посе­тил сей мир в его минуты роковые», — пишет Тютчев в стихотворении «Цицерон». Эти строки можно отнес­ти и к нему самому.

На всем творчестве Тютчева ле­жит печать сложности, мучительных раздумий и про­тиворечивости; истоки ее в той бурной и противоречи­вой общественной жизни, участником и вдумчивым наблюдателем которой был поэт. Поэзия Тютчева — это своеобразная лирическая исповедь человека, посе­тившего «сей мир в его минуты роковые», в эпоху «ста­рых поколений», вынужденных уступить дорогу «ново­му, младому племени».

Называя себя «обломком старых поколений», поэт писал:

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью За новым племенем брести.

Взыскательное отношение к стихотворному мас­терству отличает Тютчева. Несмотря на то что поэт «не писал, а лишь записывал свои стихи», он не раз возвращался к записанному, переделывал, отчекани­вал то, что как бы невольно сорвалось с его пера, доби­ваясь предельной ясности и точности образа.

В своем знаменитом стихотворении «Silentium» поэт размышлял о невозможности словами передать все мельчайшие оттенки настроений в душе человека. «Как сердцу выразить себя? Другому как понять тебя?» — терзается поэт и признается, что «мысль изреченная есть ложь». Однако стихи Тютчева служат лучшим до­казательством не бессилия, а могущества слова.

Мысль никогда не оборачивалась в них ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно-волшебных дум», они, вопреки его собственному мнению, все боль­ше и больше находят путь к сердцу другого.

Литературное наследие Тютчева невелико по объе­му. Ведь, по словам Д. С. Мережковского, «там, где Льву Толстому и Достоевскому нужны целые эпосы,

Тютчеву достаточно несколько строк». В нескольких строках его лирических миниатюр мы открываем целый мир, несколькими словами он может разрешить мучи­тельные и сложные проблемы. Тютчев — один из круп­нейших поэтов-лириков, поэт-мыслитель.

Его лучшие стихотворения и сейчас волнуют читателя художест­венной зоркостью поэта, глубиной и силой мысли.




На тему: КАК ПОНИМАЮТ ЛИРИКУ ТЮТЧЕВА?