На тему: Когда уже некуда больше идти в романе Преступление и Наказание, Достоевский

­Когда уже некуда больше идти

В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изобразил суровую реальность Петербурга 1860-х гг. На дворе было много преобразований и, в первую очередь, менялся стиль социальных отношений. Это был переход к капитализму, когда выжить могли только алчные и расчетливые люди, такие как Лужин, например. Каждая копейка на счету, каждое действие ведет к какой-то выгоде — вот главный девиз капиталистов.

Возможно, они не совершали преступлений уголовно наказуемых, но несомненно совершали много

другого зла.

Главный герой Достоевского — студент юридического факультета, который был вынужден оставить учебу из-за нехватки денег. Родион Раскольников молод, полон энергии и необычайно талантлив. В романе упоминается его статья «О преступлении», в которой герой выдвигает теорию о «двух разновидностях людей». Мы, читатели, прекрасно понимаем, что теория эта была разработана самим писателем. Он просто передал ее Раскольникову, чтобы поближе познакомить своих читателей с новой концепцией.

По его мнению, общество можно было разделить на два класса — «низший» и «высший».

Первые были

обыкновенными людьми, не способными изменить ход истории. Вторые были способно на многое, даже на массовые убийства, но они напрямую влияли на становление общественных отношений и на историю в целом. Именно этой теорией основывался Родион Раскольников, когда шел убивать никчемную Старуху-процентщицу. Он хотел избавить общество от очередного зла в ее лице.

Все пошло не так, когда внезапно нагрянула добродушная сестра старушки — Лизавета Ивановна. Герою пришлось и ее убить, хотя он знал, что эта женщина никому в жизни зла не сделала.

Мир героев этого романа тревожно непривычен. Почти все они сбились с пути истинного в поисках лучшей жизни. Соня Мармеладова пошла на панель, чтобы заработать на пропитание своей семьи.

Пульхерия Александровна с дочерью живут от ночлежки к ночлежке. Они как бы существуют на чужом месте и временно. Это невольные «вечные странники». Почти все герои Достоевского попадают в такие ситуации, из которых практически нет выхода.

Писатель подчеркивает, что страдания детей — это один из главных признаков неустроенности мира.

На мой взгляд, чувство любви спасает главных героев от дальнейших проступков и дарит им просветление. Это касается и пары Раскольников — Соня Мармеладов, и пары Дуня — Разумихин. Дуня убеждается в непорядочности Лужина и его мелочной расчетливости, поэтому в результате отказывает ему, выбирая друга своего брата. Этот союз заключен по любви. Разумихин — достойный и благородный человек, поэтому обмана от него не приходиться ждать.

Соня Мармеладова — личность достаточно сильная. Зная о том, что ее любимый виноват в преступлении, она едет за ним в Сибирь и терпеливо его навещает.

Поначалу Раскольников встречает ее угрюмо и мрачно. Но она понимает, что он попросту не хочет принимать сострадания к себе. В конце романа главный герой все же приходит к смирению.

Он понимает, что гордость ума ведет к розни и гибели, а смирение — к единству в любви и полноте жизни. Это помогает ему пробудиться и шагнуть навстречу новому.




На тему: Когда уже некуда больше идти в романе Преступление и Наказание, Достоевский