На тему: КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА?

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» про­тивопоставляются две идеологии, два мира, два века — «век нынешний» и «век минувший». Про­грессивные взгляды и убеждения молодого дво­рянина Чацкого противопоставлены традициям и нравам дворянского общества Москвы. Собы­тия пьесы развиваются в доме крепостника Фа­мусова, в котором собрался весь «свет» москов­ского дворянства. Здесь перед нами проходят многочисленные персонажи, отличающиеся в ка­ких-то отдельных чертах характера и манерах, но объединенные общими крепостническими

взглядами на жизнь.

Фамусов, Скалозуб, Хлес­това, Загорецкий, Репетилов, семья Тугоуховских и многие другие — все они ярые привержен­цы старого мира, старых порядков, старой идео­логии.

Большинство гостей Фамусова относятся к старшему поколению и потому считают себя вправе навязывать свои убеждения молодым. Чацкий же решительно не согласен с этим, так как не видит в нравах и образе жизни московско­го дворянства примера для подражания.

Однако, помимо представителей «века минув­шего», в комедии присутствуют и герои, принад­лежащие по возрасту к молодому поколению, но, тем не менее, придерживающиеся

взглядов и тра­диций «стариков». Одним из таких героев явля­ется Молчалин. Он — ровесник Чацкого.

И тем резче контраст между ними.

«Вот он, на цыпочках и не богат словами», — такую характеристику дает Молчалину Чацкий. Этот молодой человек беден и безроден, но стре­мится добиться в обществе «степеней известных». Благодаря помощи Фамусова, он попал в его ок­ружение и теперь его главная цель — удержаться в этом обществе, стать своим для этих людей, про­биться «в люди». А это возможно только при со­блюдении важного правила, которое внушил Мол­чалину еще его отец: «Угождать всем людям без изъятья». И молодой человек неукоснительно со­блюдает это правило, что, конечно же, дает свои результаты: он получает чин асессора, дающий право на потомственное дворянство.

Кроме того, Фамусов сделал его своим секретарем. Молчалин ласков и приветлив со всеми гостями Фамусова, благодаря чему считается приятным и любезным молодым человеком, в отличие от Чацкого, кото­рый вызывает у всех полное неприятие своей рез­костью и «вольнодумством».

Молчалин ни с кем и никогда не вступает в споры, он любит легкую жизнь, жизнь без забот и тревог, и искренне считает, что все должны стремиться к той же цели. Потому он предлагает Чацкому: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело по­жить?»

Но Чацкий не желает в угоду обществу посту­паться своими принципами. Он получил достой­ное образование, «славно пишет и переводит» и совершенно равнодушен к военной карьере: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он, указывая на то, что не намерен угож­дать начальству. Герой Грибоедова — самостоя­тельный человек, обладающий высоким чув­ством собственного достоинства.

Для него совер­шенно неприемлема позиция Молчалина: «Ведь надобно ж зависеть от других». Никогда он не согласится принять и понять отказ от собствен­ной позиции, от собственной точки зрения. Мол­чалин же не смеет высказывать свои мысли ни по какому вопросу, заявляя: «В мои лета не дол­жно сметь свое суждение иметь».

Но не только жизненная позиция и отноше­ние к карьере и Старшим различают этих моло­дых людей. В комедии Грибоедова они выступа­ют соперниками в любви. И тут мы видим, на­сколько разными оказываются их чувства. Если Чацкий любит Софью искренне и открыто, то для Молчалина любовь — лишь одно из средств про­движения по служебной лестнице: «И вот любов­ника я принимаю вид в угодность дочери такого человека…»

Почему же Софья не смогла разобраться в ис­тинной натуре своего возлюбленного? Почему лицемерного, трусливого, двуличного Молчали­на считает внимательным и послушным челове­ком, уверена, что «Молчалин за других себя за­быть готов»? Она обижена тем, что Чацкий, уехав в путешествие, ни разу даже не написал ей? Ко­нечно! Но основная причина — в искусной мас­кировке Молчалина, в годами выработанной привычке и способности приспосабливаться к любым обстоятельствам и людям.

Такой тип людей ока­зался очень живучим, он всегда находит свою нишу в обществе, причем всегда — с выгодой для себя.

Ведь Молчалин вовсе не одинок в комедии. Он вырос на определенных примерах в обществе, о чем сам с восторгом рассказывает: «Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья» или: «Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные».

Такие люди вызыва­ют особенное уважение Молчалина, потому что имеют много друзей, занимающих высокий пост и, следовательно, могущих быть полезными, они богаты, имеют «теплое» местечко и ведут весе­лую, праздную жизнь в постоянных балах, при­емах, развлечениях.

«Молчалины блаженствуют на свете», — де­лает вывод Чацкий. И он во многом прав. Такие люди, подобно амебам, могут менять свою фор­му, взгляды, мысли в мгновение ока. Они никог­да не возражают, всегда со всем соглашаются, всегда готовы услужить: «Там моську вовремя погладит.

Тут впору карточку вотрет». И в лю­бое время найдутся люди, нуждающиеся в подоб­ном подхалимстве, низкопоклонстве. Молчали­ны обычно достигают того, к чему стремятся.

Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. Их всегда предпочитают «иметь под рукой» высокопоставленные особы. Вспом­ним дядю Фамусова, который падал для увеселе­ния «их величества». «За то, бывало, в вист кто чаще приглашен?

Кто слышит при дворе привет­ливое слово? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает?

Максим Петрович».

Да, Молчалины достигали и достигают мно­гого. Но, на мой взгляд, они глубоко несчастные люди — ведь обкрадывают сами себя, свои помыс­лы, чувства, желания убивают в угоду материаль­ному благополучию. Их жизнь на самом деле пу­ста и бессмысленна.

И каждый образованный, умный человек это понимает и никогда не захо­чет ради собственного благополучия погубить свою душу, как не захотел погубить ее Чацкий.

К счастью, мир постоянно меняется и движет­ся вперед. Возможно, и сейчас еще существуют Молчалины. Возможно даже, они находят свое место в этой жизни и добиваются мелких целей. Но мне кажется, что в современном обществе го­раздо больше ценятся люди, подобные Чацкому. Люди, которые мыслят и чувствуют, стремятся к высоким идеалам и целям, живут мечтой и осуще­ствляют ее.

Они видят свое счастье в активной де­ятельности, в высоких идеях, в светлой мечте. И они наполняют счастьем и смыслом жизнь всех окружающих. Может быть, существенную роль здесь играет наше нестабильное, насыщенное про­тиворечиями и переменами время. Ведь почему герой Грибоедова стал неким «героем своего вре­мени»?

Потому что он жил в эпоху великих пере­мен, в годы революционных свершений, в годы смены одного режима другим. В такие времена всегда нужны люди, способные открыть обществу глаза на правду, способные положить начало но­вой жизни. Когда в стране нарастает недовольство существующими порядками, нужен человек, го­товый выразить это недовольство и обладающий достаточным умом, силой характера и верой в свои убеждения, чтобы быть услышанным.




На тему: КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА?