На тему: КОМЕДИЯ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» — ВЫДАЮЩИЙСЯ ОБРАЗЕЦ САТИРЫ

В литературе есть ряд произведений, относящихся к жанру сатиры. Чем же характеризуется этот жанр? Сатирические произведения пишутся с определенной целью — высмеять пороки окружающей действитель­ности.

Автор обращает внимание читателя на то, что давно стало в обществе нормой, но, по его мнению, не может считаться нормальным.

Является ли сатирическим произведением пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор»?

В комедии представлен ряд карикатурных образов провинциальных чиновников и обывателей. Автор опи­сывает маленький городок в российской

глубинке, где процветают глупость, подхалимство, воровство и взя­точничество, а городничий является полновластным хозяином. В «замечаниях для господ актеров» Гоголь характеризует этого персонажа — Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского — как «очень неглупого по — своему человека». Но своему уму он находит довольно странное применение: вместо того чтобы регулировать городские дела по закону, этот высокопоставленный — по здешним меркам — чиновник устраивает все так, чтобы ему было чем поживиться и у купцов, и у чинов­ников рангом пониже, и у простых обывателей.

В ответ на щедрость

горожан Сквозник-Дмухановский оказы­вает им услуги, на которые не имеет права. И с этим все мирятся. Мало того, городничего здесь уважает каждый, кого он еще не успел обидеть.

Рядом с почтенным Антоном Антоновичем в город­ке живут и другие уважаемые люди. Это и судья Ляпкин-Тяпкин, сама фамилия которого говорит о том, как здесь творится правосудие; и Лука Лукич Хлопов, смо­тритель училищ, от которого «такой запах, как будто он сейчас вышел из винокуренного завода»; и Земля­ника, попечитель богоугодных заведений, для которого Гоголь не нашел иных слов, кроме «проныра и плут», и многие другие.

Неудивительно, что все местные чиновники перепо­лошились, узнав о скором приезде ревизора. Ведь среди них «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов». Мздоимничать здесь считается нор­мой — по словам городничего, «это уж самим Богом уст­роено».

Так что предположение «не было ли какого до­носа» представляется совсем недалеким от истины.

Однако никто не желает попадать в поле зрения строгого чиновника из самого Петербурга, и в доме го­родничего устроен своеобразный военный совет, на ко­тором обсуждается степень вины каждого, и каждый старается придумать себе убедительное оправдание. «Грешки грешкам рознь»: судья — взяточник, но при­водит в свою защиту тот аргумент, что берет не день­ги, а борзых щенков. В больнице у Земляники пациен­ты вместо положенного габерсупа получают на обед капусту, а вот дорогих лекарств не получают вовсе: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». К тому же мест­ный врач Гибнер совсем не говорит по-русски, а зна­чит, не может объясниться с больными.

Возможно, и его фамилия говорящая — ведь многие его пациенты наверняка гибнут.

В учебных заведениях у Хлопова тоже есть про­блемы. Это учителя. Городничий говорит о них: «если умный человек, то или пьяница, или рожу такую сост­роит, что хоть святых выноси».

Неудивительно, что та­ких педагогов представлять ревизору боятся.

Есть свои грехи и у почтмейстера Шпекина, и у ча­стного пристава Уховертова… Словом, приезд ревизора в провинциальный городок — это действительно страшное бедствие для чиновников.

Зато для их жен и дочерей появление столичного гостя — знаменательное событие. Они сгорают от любопытства, обсуждают, что надеть, спорят, строят пла­ны. Определенные надежды возлагают на приезжего и остальные жители городка: обиженные чиновниками — надеются восстановить справедливость, хотя и у самих рыльце в пушку.

Почти у всех обывателей имеются какие-то просьбы.

В этот важный для всех горожан момент на сцене появляется Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга. Он не ревизор, а обыкновенный проиг­равшийся мот, которому даже нечем расплатиться за обед. Но его столичные манеры и дорогой сюртук вво­дят в заблуждение помещиков Петра Ивановича Бобчинского и Петра Ивановича Добчинского, и они напе­регонки мчатся сообщить всем, что ревизор уже при­был. Тут же потоком идут подношения, проявления уважения, и Хлестаков верно оценивает ситуацию.

Он не понимает, за что ему оказывают почести, но пользу­ется моментом и занимает денег почти у каждого чи­новника, не собираясь возвращать долгов. Но никто на это и не рассчитывает: все искренне уверены, что дают взятку ревизору.

Провинциальных дам Хлестаков очаровывает, а их мужей пугает. Он плетет небылицы о своей столичной жизни, о знакомстве с генералами и министрами, о собственных выдающихся способностях. Он припи­сывает себе авторство многих классических произведе­ний — «Женитьбы Фигаро», «Юрия Милославского» — и отметает робкие возражения дочери городничего: «Ах, да, правда, это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой». И этот неук­люжий аргумент, как и неубедительное хвастовство, действуют убедительно.

Однако проницательный чита­тель отлично видит, что Хлестаков просто глуп и необразован. Он даже не может вспомнить короткого сти­хотворения, чтобы записать в альбом Марьи Антонов­ны, дочери городничего.

Почему же все эти «неглупые по-своему люди» буквально смотрят в рот столичному хвастуну? Причи­ны этого как раз и высмеивает Гоголь.

Чиновники, боясь, что раскроются их махинации и они будут наказаны, раболепствуют перед вышесто­ящим, каковым они считают Хлестакова. Купцы надеются, что столичный начальник обуздает непомерные аппетиты городничего, который не довольствуется обычными взятками, а «придет в лавку и, что ни попа­дет, все берет», но в то же время и сами боятся разоб­лачения. Женщины в восхищении от него, ведь он — такое значительное лицо!

Прочие же — просто-напро­сто преклоняются перед столичным жителем, считая его более важным, умным, образованным, чем они, только за то, что он живет в Петербурге и — по его собственным словам — знаком с высокопоставленными людьми и даже самим Пушкиным.

У столичного гостя даже не спросили документов. Почему же герои комедии так легко дали себя обма­нуть? А потому, что они сами были готовы обмануться. Каждый из чиновников надеялся отделаться от прове­ряющего взятками, подарками.

Будь на месте Хлеста­кова настоящий ревизор, ему пришлось бы нелегко, попытайся он выполнить свои обязанности как поло­жено. Впрочем, в честных ревизоров в этом городе уже давно никто не верил.

Именно поэтому в финале пьесы обманщик уезжа­ет безнаказанным, а горожане остаются в дураках и начинают искать виноватых, пытаясь оправдать себя. Добчинский и Бобчинский, указывая друг на друга, на­перебой твердят: «Ей богу, это не я, это Петр Ивано­вич». Остальные, читая письмо Хлестакова, написан­ное приятелю, старательно пропускают места, где он о них «неприлично выразился». Но им некого винить, кроме самих себя.

И когда жандарм сообщает о том, что в город приехал настоящий ревизор, чиновникам остается только обреченно вздохнуть и развести рука­ми со словами «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Таким образом, пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» дейст­вительно является сатирическим произведением, в ко­тором изображена в смешном свете все обычное и при­вычное, причем настолько обычное и привычное, что этого никто не замечает. Автор представил ряд харак­терных карикатур, в которых каждый мог узнать кого-нибудь из тех, с кем ему доводилось встречаться, по­смеяться над ними, покритиковать.

Но основная задача пьесы все-таки не в этом. Го­голь предлагает читателям подумать не о чужих, а о собственных пороках. Не случайно эпиграфом к ко­медии стала пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».




На тему: КОМЕДИЯ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» — ВЫДАЮЩИЙСЯ ОБРАЗЕЦ САТИРЫ