В поэме Вен. Ерофеева «Москва — Петушки» образы возникают в процессе диалога между высоким стилем классической русской поэзии и площадной бранной лексикой жизненного «дна». «Зато у моего народа — какие глаза! Они постоянно на выкате, но — никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла — но зато какая мощь! . Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят.
Что бы ни случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий, — эти глаза не сморгнут. Им все божья роса…»
В этом небольшом отрывке переплелись и одическая интонация жизнеутверждающей прозы соцреализма, и реализация метафоры, создающая иронический пафос. Ничего не продадут и ничего не купят»), и цитата известного стихотворения в прозе И. Тургенева «Русский язык», и фольклорная — усеченная — пословица, восстановление опущенной части которой «плюй в глаза…» сводит на нет всю воспевающую интонацию этого монолога, переводит его в иронический регистр.
Русское постмодернистское творчество — это процесс языковых игр, самой распространенной из которых является обыгрывание цитат из классической и соцреалистической литературы. Цитироваться может мотив, сюжет, каноническая эстетическая конструкция, миф. Название «Москва — Петушки» отсылает к «Путешествию из Петербурга в Москву».
Автор в постмодернистской прозе часто становится и персонажем, одним из главных героев. Писатели не отделяют себя от персонажей, наоборот, подчеркивают свою идентичность использованием полного ФИО, хотя законы постмодернистской игры заставляют иногда автора отрекаться от единства с героем.
Дайджест:
- Краткое содержание поэмы Ерофеева «Москва-Петушки»Веничка Ерофеев едет из Москвы в подмосковный районный центр под названием Петушки. Там живет зазноба героя, восхитительная и неповторимая, к которой он ездит по пятницам, купив кулек конфет «Васильки» в качестве гостинца. Веничка Ерофеев уже начал свое странствие. Накануне он принял стакан зубровки, а потом — на Каляевской — другой стакан, только уже не зубровки, ... Читать далее...
- Изложение «Москва-Петушки» Венедикта ЕрофееваЕсли Битов в конце 60-х был уже довольно известным прозаиком, то Венедикт Ерофеев, писавший поэму «Москва-Петушки» на кабельных работах в Шереметьево-Лобне в 1969 году был в то время всего лишь бывшим студентом московских и провинциальных вузов, изгнанным отовсюду за чрезмерное увлечение алкоголем, несовместимое с академической успеваемостью. Но именно ему предстояло стать легендой российского андеграунда, а ... Читать далее...
- Цитаты для сочинения по поэме Ерофеева «Москва — Петушки»Когда мы говорим: произведение пришло или не пришло в школу, мы лукавим — само по себе оно прийти не может, его нужно привести, объяснить, каково его место в литературном процессе, как и когда его читать со школьниками, что выделить как учебную интригу. Венедикт Ерофеев — знаковая фигура в нашей литературе, нашей жизни, нашем сознании — ... Читать далее...
- Краткое изложение Москва-Петушки ЕрофеевВ. В. Ерофеев Москва-Петушки Веничка Ерофеев едет из Москвы в подмосковный районный центр под названием Петушки. Там живет зазноба героя, восхитительная и неповторимая, к которой он ездит по пятницам, купив кулек конфет «Васильки» в качестве гостинца. Веничка Ерофеев уже начал свое странствие. Накануне он принял стакан зубровки, а потом — на Каляевской — другой стакан, ... Читать далее...
- Краткое содержание рассказа Пришвина «Москва-река»Ы Существует предание, что в одном старинном городе висел сторожевой колокол, звон которого докатывался до Москвы. Поэтому город и получил имя: Звени-город. Недалеко от Звенигорода, на Москве-реке расположена деревня Дунина. Река там совсем другая, чем в городе. Она более узкая, и два мальчика, чуть поднатужившись, перекидывают с одного берега на другой леску для ловли рыбы ... Читать далее...
- Краткое содержание «Москва 2042» ВойновичаВойнович Владимир Николаевич Произведение «Москва 2042» Живущий в Мюнхене русский писатель-эмигрант Виталий Карцев в июне 1982 г. получил возможность оказаться в Москве 2042 г. Готовясь к поездке, Карцев встретил своего однокашника Лешку Букашева. Букашев сделал в СССР карьеру по линии КГБ. Было похоже на то, что встреча их не случайна и что Букашев знает о ... Читать далее...
- Краткое содержание романа Войновича «Москва 2042»Живущий в Мюнхене русский писатель-эмигрант Виталий Карцев в июне 1982 г. получил возможность оказаться в Москве 2042 г. Готовясь к поездке, Карцев встретил своего однокашника Лешку Букашева. Букашев сделал в СССР карьеру по линии КГБ. Было похоже на то, что встреча их не случайна и что Букашев знает о необычной поездке Карцева. В разгар сборов ... Читать далее...
- На тему: герой Ерофеева ВеничкаМожет быть, еще более впечатляющий и широкомасштабный образ современника, человека конца 60-х годов, создал Венедикт Ерофеев в своей поэме «Москва — Петушки», долго не публиковавшейся у нас и увидевшей свет только в конце восьмидесятых. Его лирический персонаж, Веничка, на первый взгляд просто алкоголик на последней стадии, но, во — первых, это достаточно типично для эпохи, ... Читать далее...
- Краткое изложение Москва 2042 ВойновичВ. Н. Войнович Москва 2042 Живущий в Мюнхене русский писатель-эмигрант Виталий Карцев в июне 1982 г. получил возможность оказаться в Москве 2042 г. Готовясь к поездке, Карцев встретил своего однокашника Лешку Букашева. Букашев сделал в СССР карьеру по линии КГБ. Было похоже на то, что встреча их не случайна и что Букашев знает о необычной ... Читать далее...
- На тему: МОСКВА В РОМАНЕ М. А БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА». Часть 1«Город чудный, город древний». А. С. Пушкин Насколько фантастично главное произведение М. А. Булгакова, настолько и место действия романа преломлено призмой необычайности, хотя любой москвич без труда опознает свой город, а при желании сможет даже совершить экскурсию по местности, соответствующей многим из эпизодов романа. Но все-таки Москва «Мастера и Маргариты» — это совсем не та ... Читать далее...
- На тему: МоскваМосква О столице нашей Родины — Москве можно писать целые произведения. Этот разноликий и разнообразный, как собственно и вся стран Россия город, очень старый, но в то же время современный. Люблю ходить по Арбату, воспетому Булатом Окуджавой, с его художниками, рисующими портреты, артистами, играющими на разных музыкальных инструментах, с продавцами различных столичных сувениров туристам и ... Читать далее...
- На тему: МОСКВА В РОМАНЕ М. А БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА». Часть 2Когда читаешь описание бала, то почему-то кажется, что Москва была бы очень рада, если бы этот праздник не прятался в загадочном пятом измерении, а проходил прямо на улицах. Тогда живые могли бы видеть судьбы мертвых, когда-то бывших неправедными. Может быть, тогда у них появился бы хороший повод призадуматься, представить себя в роли визитеров бала и, ... Читать далее...
- На тему: Москва — сердце РодиныМосква — сердце Родины Москва — сердце нашей Родины. С этим согласны все, даже большинство петербуржцев, часто относящихся с определенной ревностью к ее столичному статусу. Москва разнообразна и разнолика — так же, как сама Россия. Здесь и шумный пешеходный Арбат с его артистами, художниками и продавцами сувениров. Это и огромный, шумный проспект Мира с его ... Читать далее...
- На тему: МОСКВА — СЕРДЦЕ РОССИИМосква — сердце России, столица могущественного государства. Восемь столетий прошло с тех пор, когда впервые на страницах древней русской летописи было названо имя Москвы. В 1147 году летописец отметил встречу в Москве владимиро-суздальского князя Юрия Долгорукого со своими союзниками — черниговскими князьями. Этот исторический факт стал началом большой жизни Москвы, многовековая история которой, как в ... Читать далее...
- На тему: Москва и москвичи в романе Мастер и Маргарита, БулгаковМосква и москвичи Роман «Мастер и Маргарита» — подлинная жемчужина творчества Михаила Афанасьевича Булгакова. Писатель создавал его как особую летопись своего времени, по которой можно было бы судить о жизни Москвы и москвичей 1930-х годов. Центральным персонажами, бесспорно, являются Маргарита и Мастер, а также наравне с ними Воланд со своей свитой, литераторы Берлиоз и Иван ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Москва и Петербург в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Дополнительные темы сочинений «Люблю тебя, Петра творенье…» А. С. Пушкин » Медный всадник « «Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось» А. С. Пушкин » Евгений Онегин « План. I пространственный мир романа. II Царство строгих правил благопристойного лицемера. образ Петербурга — Маскарад. А) хранить молчание в важном споре Б) Волшебный край ... Читать далее...
- Деканонизации у Вен. ЕрофееваХарактерен для Вен. Ерофеева прием цитатно-пародийного уточнения, сопровождающегося деконцептуализацией цитации. Например, «воспевая» чудовищный алкогольный коктейль, художник пишет: «Это уже даже не аромат, а гимн. Гимн демократической молодежи. Именно так, потому что в выпившем этот коктейль вызревают вульгарность и темные силы. Я сколько раз наблюдал! » . Алкогольная отрава характеризуется посредством уподобления песне «Гимн демократической молодежи ... Читать далее...
- На тему: краткое содержание М. Кураев «Капитан Дикштейн»В «фантастическом повествовании» М. Кураева «Капитан Дикштейн» события Кронштадтского мятежа «, уже носило негативный оттенок) показаны изнутри, с точки зрения его участников. Оказалось, что события в Кронштадте были не «вылазкой кулацко-эсеровских элементов», а трагедией, в которой против мятежных матросов шли по льду Кронштадтского залива такие же «братишки», вынужденные убивать, расстреливать. М. Кураев отметает сложившийся стереотип: ... Читать далее...
- Рецензия на рассказ В. В. Ерофеева «Галоши»В нашей семье давно хранятся подшивки так называемых толстых журналов. Мне стало интересно, что же в восьмидесятые годы печаталось в них. Я прочла несколько номеров «Юности» за 1987-1988 годы, и среди них обратила внимание на рассказ В. Ерофеева «Галоши», на который и хочу сейчас написать рецензию. Выбрала я этот рассказ не потому, что он произвел ... Читать далее...
- Эссе «Маркиз де Сад, садизм и XX век» Вик. ЕрофееваВ эссе «Маркиз де Сад, садизм и XX век» Вик. Ерофеев обращает внимание на связь садизма с некрофилией. В его художественном творчестве осмыслению данного феномена посвящен рассказ «Девушка и смерть». В садистских стремлениях всегда обнаруживается элемент разрушительности. Фрейд связывает его с инстинктом смерти, имеющим целью уничтожение жизни, Фромм рассматривает как результат непрожитой жизни: «У жизни ... Читать далее...
- На тему: краткое содержание О. Славниковой «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки»Метафизический реализм, ярким представителем которого в конце XX века выступал Ю. Мамлеев, не только не утратил свое значение, но приобрел новых последователей, объединившихся в 2004 году в Клуб метафизического реализма. В него вошли известные писатели А. Ким, О. Славникова, С. Есин, С. Василенко, В. Орлов, И. Панкеев. Метафизический реализм обращается к невидимому миру человеческой души, ... Читать далее...
- На тему: краткое содержание В. Пьецух «Новая московская философия»Наиболее полно эстетика «иронического авангарда» выразилась в повести В. Пьецуха «Новая московская философия». Повествование ведется от имени рассказчика, человека обстоятельного, неспешного. Он размышляет о соотношении жизни и литературы, о значении литературы в бытии русского человека. Его рассуждения являются камертоном для восприятия той парадоксальной реальности, которая строится в соответствии с литературными канонами, той действительности, которая развивается ... Читать далее...
- На тему: краткое содержание «Смиренное кладбище» С. КалединаВ повести С. Каледина «Смиренное кладбище» пьянь, жулье, полууголовщина собрались на кладбище, найдя свое призвание в работе могильщиков. От элегического, располагающего к философскому раздумью восприятия пушкинского «смиренного кладбища, где нынче крест и тень ветвей», и воспоминания не осталось. Как и во всем мире, здесь, за оградой, бурлит жизнь. Здесь сконцентрировалось то, что в заоградной действительности ... Читать далее...
- Модернистская концепция мира и человека в рассказах ЕрофееваВ рассказе «Жизнь с идиотом» писатель изобразил в виде безумного, агрессивного садиста самое советскую власть. Важную роль играет у него натуралистическая эротика, используемая для зримого выражения идеи насилия, растления, извращенности. Натуралистическая эротика, гротеск, абсурд оборачиваются у Вик. Ерофеева метафорой социального идиотизма, восторжествовавшего в советском обществе. Предельно жестокий режим ставил личность в невыносимую для нее психическую ... Читать далее...
- На тему: «Иронический авангард» как течение «другой» прозы«Иронический авангард» — течение «другой» прозы, которое отталкивается от эстетики «молодежной», «иронической» повести 60-х годов. Но если идти дальше, то генетически «иронический авангард» связан с традицией русской «утрированной» прозы, которая начинается с Гоголя и продолжается в творчестве К. Вагинова, Д. Хармса, Л. Добычина, отчасти М. Булгакова. В произведениях «иронического авангарда» можно выделить типологические черты стиля. ... Читать далее...
- Теория литературы: Античный кинизм на примере творчества Венедикта ЕрофееваСредневековое юродство, как и античный кинизм, были для своих эпох чем-то вроде постмодернизма. «Жизнь юродивого, как и жизнь киника, — это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятого идеала прекрасного, точнее, перестановка его с ног на голову…» — обобщает А. М. Панченко56. Речь, собственно, идет о том, что юродивый, как и писатель-постмодернист, вступает в диалог с хаосом, ... Читать далее...
- На тему: краткое содержание романов ШароваОдним из самых ярких и самых неоднозначно оцениваемых современных писателей можно назвать В. Шарова. Романы «Репетиции», «До и во время» одними принимаются как глубокая литература, другими безоговорочно отвергаются. Его романы «Воскрешение Лазаря», «Будьте как дети», наряду с предшествующими, предлагают интерпретацию исторических событий, основанную на убеждении в ментальной религиозности русского народа, по сути, это создание альтернативной ... Читать далее...
- На тему: Краткое содержание 3. Гареева «Парк»Демонстрирует приемы и специфику соц-арта повесть 3. Гареева «Парк». Действие происходит в парке культуры и отдыха — своеобразном «очаге» массовой культуры периода социализма, ставшем определенным знаком эпохи. Парк — средоточие примет советской реальности 1950-60-х годов: непременная Доска почета, скульптура «Девушка с веслом» — символ торжества раскрепощенной и эмансипированной женщины, киоск «Пиво — воды», пруд с ... Читать далее...
- На тему: краткое содержание «Школа для дураков» Саши СоколоваМодернизм связан с постижением и воплощением некой сверхреальности. Исходной точкой модернизма является хаотичность, абсурдность мира, богооставленность действительности; универсальным состоянием — индивидуализм. Отчуждение мира от человека, враждебность внешнего мира выводят на метафизические, надличностные основы и ценности. Для модерниста всегда самодостаточен мир, духовной свободы. В модернизме обнаруживается иррациональность и отрицание идеи исторического прогресса. В целом модернизм — ... Читать далее...
- На тему: краткое содержание «Кролики и удавы» Ф. ИскандерВ «Кроликах и удавах» Ф. Искандер показал тоталитарную общественную систему, продемонстрировал механизм ее действия. Сказка представляет собой развернутую метафору социального строя, в котором три уровня иерархии: удавы во главе с Великим Питоном, заглатывающие кроликов; кролики; туземцы, которые выращивают овощи. Мир кроликов и удавов — это привычный, устоявшийся мир, основанный на безотчетном страхе одних перед другими, ... Читать далее...
На тему: краткое содержание «Москва — Петушки» Ерофеева