На тему: КТО ВИНОВАТ В ТОМ, ЧТО ПЕЧОРИН ПРЕВРАТИЛСЯ В «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА»?
В 30-е годы XIX века множество умных, образованных, талантливых людей оказались «не у дел», превратились в «лишних людей». Они стремились к деятельности, к достижению цели, но самой цели — осознанной и четко обозначенной — не имели. Укоренившийся порядок жизни отнял у них веру в целесообразность служения добру, веру в торжество светлых и благородных идей.
Именно таким «лишним человеком» является главное действующее лицо романа «Герой нашего времени». Его резкое отличие от окружающих мы видим в словесном портрете,
Глаза Печорина выражали невероятную грусть и обреченность: «…они не смеялись, когда он смеялся!.. это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском… То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный…»
Этот портрет настолько красноречив, что перед нами
Печорин — молодой двадцатипятилетний человек, страдающий от того, что не может найти свое место в жизни, достойную цель, которой мог бы посвятить жизнь. Он растрачивает себя на недостойные, мелочные дела и поступки, чем еще больше загоняет себя в тупик. «Зачем я жил, для какой цели я родился?» — задает себе вопрос герой Лермонтова. И, что самое главное, он уверен, что эта цель была, что изначально в его жизни был заложен какой-то смысл.
Но он не сумел увидеть его, не сумел понять своего предназначения. Из дневника Печорина мы видим, что когда-то это был полный жизни, любознательный, доверчивый юноша, готовый совершить много дел, стремящийся служить людям и обществу, всем сердцем жаждущий удивительных приключений. Но обществу не нужны его высокие порывы, а жизнь не дает ему таких приключений, которые заполнили бы все его мысли, взбудоражили чувства, оставили яркий след. Он влюблялся — но, вероятно, не в тех женщин. Он стремился к дружбе — но его окружали люди, не способные дружить.
Его естественные и открытые душевные порывы истолковывались неправильно, представлялись дурными и низкими: «…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…» Он вынужден приспосабливаться к окружающему обществу, жить по его законам. Но такая жизнь доставляет герою невыносимые страдания, потому что в ней нет «искры», нет света, нет благородных, высоких целей.
Вокруг него много людей, представителей аристократии, точно так же ведущих бесцельную жизнь и при этом ничуть не чувствующих себя несчастными. Но беда Печорина в том, что он резко отличается от представителей своего круга. Он умен, независим, обладает способностью критично подойти к действиям и суждениям любого человека, в том числе к своим собственным.
Он способен увидеть главное в человеке, дает меткие и четкие характеристики окружающим. Его отличает необычайная выдержка, смелость и сила воли: он единственный из всех отваживается броситься в избу, где с пистолетом сидит убийца Вулича, готовый сразить первого, кто к нему войдет.
Возможно, это говорит о его подсознательном стремлении «найти свою смерть» и таким образом избавить себя и окружающих от горя и страданий. Но, в любом случае, это человек, способный на решительный поступок. И если бы он знал, за что должен бороться, к чему должен стремиться, видел бы реальные результаты своей борьбы, он оказался бы очень полезен обществу.
Печорин состоит на службе, однако он не стремится к военной карьере, не угодничает перед высокими чинами, чтобы достичь повышения: «Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами», — заявляет он.
В военной службе, чреватой опасностями и риском, он ищет возможности забыться, рассеяться, заполнить пустоту и бессмысленность, наполнить свою жизнь хотя бы какой-то деятельностью. Он не в силах жить в постоянной скуке, считая, что такая жизнь не имеет смысла.
Поиски смысла жизни, того, что наполнило бы радостью его существование, вели героя через множество трагических ошибок. Но цели, смысла он так и не нашел. А углубление в самоанализ, «бремя познанья и сомненья» приводит его к совершенной утрате простоты, естественности, открытости.
Душа героя окончательно гибнет под этим бременем.
В характере лермонтовского героя преобладают эгоизм, безразличие к судьбам людей, дух отрицания и неверия. Он сам признается в том, что никогда ничем не жертвовал ради других, даже ради тех, кого любил, кто действительно был ему дорог. Но Печорин стал таким не от рождения и не по своей воле.
Его сделало таким время, полное поисков, сомнений и разочарований.
Герой Лермонтова находится в постоянном раздвоений духа, он совершает опрометчивые, низкие поступки и сам же жестоко судит себя. Это приводит к тому, что он начинает себя ненавидеть и подсознательно стремится к смерти, потому что ему невыносимой становится такая жизнь, он не хочет больше быть «топором в руках судьбы «.
В главе «Фаталист» мы видим мучительные поиски героем ответа на вопрос: можно ли изменить судьбу? Можно ли исправить совершенные ошибки и направить жизнь в новое русло? Он начинает постоянно испытывать свою судьбу в надежде понять, зависит ли что-нибудь от самого человека или же все предопределено заранее кем — то свыше.
Входя по собственной инициативе в комнату к убийце, он решает, что если останется жив — значит, ничто на свете не способно изменить предопределенности.
Проведя такой опасный эксперимент, Печорин остается жив. Но этот факт только усугубляет трагичность жизни героя. Ему не дано изменить свою судьбу, как не дано изменить мир.
Его время еще не наступило. Современная ему жизнь, окружающее его общество не может поставить перед ним истинную цель, наполнить смыслом деятельность, борьбу, жизнь.
Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этой формулой против романтически идеализированного представления о современнике. Герой для автора — не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в их развитии.
Герцен говорил: «Печальный род лишнего человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях, в городах». А это свидетельство не пороков одного человека, а болезни всего общества.
На тему: КТО ВИНОВАТ В ТОМ, ЧТО ПЕЧОРИН ПРЕВРАТИЛСЯ В «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА»?