На тему: Личность и ее роль в судьбе страны

А. Толстой проблему «личность и история» решает несколько в ином ключе, чем решал в свое время Л. Толстой в «Войне и мире». Если для Л. Толстого народ — главная движущая сила истории, то А. Толстой, признавая значение народа в реализации реформ, все же основную преобразовательную роль отводит сильной личности. Он рисует Петра человеком великим, прогрессивным, хотя и жес­токим.

Но жестокость царя писатель оправдывает объективными причинами: старозаветная Русь противилась всяким изменениям, не допускала ничего нового в свои устои.

А.

Толстой показывает жизнь Петра с детских лет. Впервые Петра-мальчика мы видим во время стрелецкого мятежа. Впе­чатление от жестокости стрельцов, подстрекаемых к бунту, ос­талось у него на всю жизнь. «Ужас далеких детских дней» не однажды возвращался к Петру, вызывая припадки истерии и жестокости.

Характер царя Петра формируется постепенно. Из долговязого, угловатого подростка вырастает волевой, требователь­ный, настойчивый государственный деятель. Юношей он мог хитрить, чтобы добиться своей цели, притворяться, но став ца­рем, Петр приобретает прямолинейность, жестокость.

Он каз­нит не сотнями,

а тысячами тех, кто выступает против его пре­образований.

Юный Петр создает потешное войско, строит себе корабли­ки — и это не просто игра. Он примеривается к настоящей ар­мии и настоящему флоту. Недаром князь Ромадановский прони­цательно замечает, что потешное войско лучше подготовлено, чем вся русская армия.

Петр был натурой деятельной, а не созерцательной. Он сам постоянно находится в движении и приводит в действие все вокруг себя. Он строит флот, казнит стрельцов, идет в поход против Швеции.

Петр ставит перед собой задачи небывалых мас­штабов: он хочет открыть России выход к Черному и Балтий­скому морям, сделать ее могучей морской державой. А. Толстой подчеркивает глубоко патриотический характер деятельности Петра, стремящегося «прорубить окно в Европу», вывести Рос­сию на мировой уровень.

Петр — человек одаренный, трудолюбивый. Он по-своему демократичен: не боится «черного» труда, овладел четырнадца­тью ремеслами, с уважением относится к мастеровым людям. Петр приближает к себе не по принципу знатности происхож­дения, а по деловым качествам.

Однако «демократичный» царь строит свои реформы на костях народа, на безудержной эксплуатации и угнетении.

А. Толстой показывает Петра не только государственным дея­телем, но и человеком с присущими ему слабостями и отрица­тельными чертами. Петр вспыльчив, не остановим в своих жела­ниях, необуздан и страшен в гневе. Вместе с необходимыми прогрессивными реформами он внес в русскую жизнь и много негативного, породившего дурные привычки: курение, шумные попойки, нарушение супружеской верности.

Человеческие сла­бости Петра проецируются на его государственную деятельность. Нетерпение, жажда стремительных перемен толкают Петра раз­рушать варварские обычаи отсталой страны варварскими же способами.

Образ Петра I написан А. Толстым зримо, объемно. Совер­шенно очевидно, что писатель выступает как апологет петров­ских реформ и Петра как выдающейся личности, чья деятель­ность оправдана историей.




На тему: Личность и ее роль в судьбе страны