На тему: «ЛОЖЬ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ, ВЫСТАВЛЯЕМАЯ ЗА ПРАВДУ, ГУБИТ ВСЮ ЖИЗНЬ»
О бессмертии искусства Льва Толстого, о значении его художественного мастерства для нас и для последующих поколений вдохновенно говорил К. Федин: «Толстой никогда не состарится. Он из тех гениев искусства, слово которых — живая вода. Источник бьет неиссякаемо.
Мы снова и снова припадаем к нему, и нам кажется — мы еще ни разу в жизни не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды».
Больше всего привлекает в художественных произведениях писателя главная особенность его поэтики: верность жизненной правде, которая воспроизводится
Это новое чувство порождает в нем счастье, блаженство, умиленное любование всем окружающим миром: «я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее
С другой стороны, источник любви приносит ему разочарование, которое вызвал отец возлюбленной, статный военный с ласковой и радостной улыбкой, как у дочери. Полковник руководил наказанием солдата, совершившего побег из военной части. При этом полковник внимательно следил за экзекуцией, не упуская из виду ни малейшего проявления милосердия.
Наотмашь бил он по лицу солдата за то, что тот недостаточно сильно опускал палку на «пестрое, мокрое, красное, неестественное» тело наказываемого человека. Вся наблюдаемая сцена вызвала у героя почти физическую сердечную боль, доходившую до тошноты: «И мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Однако наиболее ценными для нас являются последующие размышления героя: «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, — думал я про полковника. — Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».
Сюжет рассказа отображает концепцию Л. Толстого — концепцию «непосредственного нравственного чувства, живущего в человеке». По мысли писателя, это чувство живет в душе каждого из людей и, подобно прибору, всегда дает возможность человеку отличать добро от зла. Однако на действия и поведение человека оказывает влияние не только заложенное в нем непосредственное нравственное чувство. Толстой убежден, «что в человека вложена бесконечная не только моральная, но даже физическая бесконечная сила, но вместе с тем, на эту силу наложен ужасный тормоз — любовь к себе или, скорее, память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество».
Главное же влияние на личность оказывает даже не тормоз «любви к себе», а ложные общественные условности и предубеждения.
Так, герой рассказа «После бала» пытается осмыслить всеобщую правду, ведь насилие совершалось «с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым». Но сколько ни старался герой узнать что-то такое, что знали все, а он не знал, — ничего не вышло. Внутреннее нравственное чувство подсказывало ему правильный вариант решения этой жизненной задачи: даже всеобщее зло остается злом, оправдать его невозможно. Любовь в душе героя к этой девушке исчезает. Дальше он выбирает жизненный путь, далекий от военной муштры и военных законов.
Таким образом писатель наглядно демонстрирует еще одну концепцию: «Верьте себе».
Врожденное в каждом человеке добро, непосредственное нравственное чувство помогает преодолеть порочные чувства, связанные с условиями общества, условиями света. Необходимо верить себе, своему голосу добра для того, чтобы противостоять ложным общественным условностям и предубеждениям.
Критерий «непосредственного нравственного чувства» может и нам помочь преодолеть зло, царящее в мире. Например, большинство курильщиков в первый раз попробовали закурить сигарету в довольно юном возрасте под влиянием друзей. В компании сверстников зажженный огонек и сизоватый дымок сигареты считается проявлением взрослости, самостоятельности, независимости.
Никто даже не задумывается о том, что курение приносит огромный вред здоровью, самым худшим проявлением которого является рак. Только кто будет думать о будущем, если сейчас в глазах сверстников ты выглядишь непревзойденно. В трудных жизненных обстоятельствах, когда ты стоишь перед моральным выбором, нелишне будет вспомнить слова великого Л. Толстого: «Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь».
На тему: «ЛОЖЬ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ, ВЫСТАВЛЯЕМАЯ ЗА ПРАВДУ, ГУБИТ ВСЮ ЖИЗНЬ»