На тему: «ЛОЖЬ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ, ВЫСТАВЛЯЕМАЯ ЗА ПРАВДУ, ГУБИТ ВСЮ ЖИЗНЬ»

О бессмертии искусства Льва Толстого, о зна­чении его художественного мастерства для нас и для последующих поколений вдохновенно гово­рил К. Федин: «Толстой никогда не состарится. Он из тех гениев искусства, слово которых — жи­вая вода. Источник бьет неиссякаемо.

Мы снова и снова припадаем к нему, и нам кажется — мы еще ни разу в жизни не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды».

Больше всего привлекает в художественных произведениях писателя главная особенность его поэтики: верность жизненной правде, которая воспроизводится

как процесс постижения. Прав­да для Толстого — это и тщательное воспроизве­дение реальной жизни, и умение передавать про­цесс постижения истины автором или героем, и «чистота нравственного чувства». Так, например, в рассказе «После бала» в центре внимания писа­теля оказываются нравственные переживания молодого человека, столкнувшегося в жизни с двумя проявлениями человеческой природы — добром и злом. С одной стороны, он влюбляется.

Это новое чувство порождает в нем счастье, бла­женство, умиленное любование всем окружаю­щим миром: «я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее

зла и способное на одно добро».

С другой стороны, источник любви приносит ему разочарование, которое вызвал отец возлюб­ленной, статный военный с ласковой и радостной улыбкой, как у дочери. Полковник руководил наказанием солдата, совершившего побег из во­енной части. При этом полковник внимательно следил за экзекуцией, не упуская из виду ни ма­лейшего проявления милосердия.

Наотмашь бил он по лицу солдата за то, что тот недостаточно сильно опускал палку на «пест­рое, мокрое, красное, неестественное» тело нака­зываемого человека. Вся наблюдаемая сцена выз­вала у героя почти физическую сердечную боль, доходившую до тошноты: «И мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Однако наибо­лее ценными для нас являются последующие раз­мышления героя: «Очевидно, он что-то знает та­кое, чего я не знаю, — думал я про полковни­ка. — Если бы я знал то, что он знает, я бы пони­мал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».

Сюжет рассказа отображает концепцию Л. Толстого — концепцию «непосредственного нравственного чувства, живущего в человеке». По мысли писателя, это чувство живет в душе каж­дого из людей и, подобно прибору, всегда дает воз­можность человеку отличать добро от зла. Одна­ко на действия и поведение человека оказывает влияние не только заложенное в нем непосред­ственное нравственное чувство. Толстой убежден, «что в человека вложена бесконечная не только моральная, но даже физическая бесконечная сила, но вместе с тем, на эту силу наложен ужас­ный тормоз — любовь к себе или, скорее, память о себе, которая производит бессилие. Но как толь­ко человек вырвется из этого тормоза, он получа­ет всемогущество».

Главное же влияние на лич­ность оказывает даже не тормоз «любви к себе», а ложные общественные условности и предубежде­ния.

Так, герой рассказа «После бала» пытается ос­мыслить всеобщую правду, ведь насилие соверша­лось «с такой уверенностью и признавалось все­ми необходимым». Но сколько ни старался герой узнать что-то такое, что знали все, а он не знал, — ничего не вышло. Внутреннее нравственное чув­ство подсказывало ему правильный вариант реше­ния этой жизненной задачи: даже всеобщее зло остается злом, оправдать его невозможно. Любовь в душе героя к этой девушке исчезает. Дальше он выбирает жизненный путь, далекий от военной муштры и военных законов.

Таким образом писа­тель наглядно демонстрирует еще одну концеп­цию: «Верьте себе».

Врожденное в каждом человеке добро, непос­редственное нравственное чувство помогает пре­одолеть порочные чувства, связанные с условия­ми общества, условиями света. Необходимо ве­рить себе, своему голосу добра для того, чтобы про­тивостоять ложным общественным условностям и предубеждениям.

Критерий «непосредственного нравственного чувства» может и нам помочь преодолеть зло, ца­рящее в мире. Например, большинство куриль­щиков в первый раз попробовали закурить сига­рету в довольно юном возрасте под влиянием дру­зей. В компании сверстников зажженный огонек и сизоватый дымок сигареты считается проявле­нием взрослости, самостоятельности, независи­мости.

Никто даже не задумывается о том, что куре­ние приносит огромный вред здоровью, самым худшим проявлением которого является рак. Только кто будет думать о будущем, если сейчас в глазах сверстников ты выглядишь непревзой­денно. В трудных жизненных обстоятельствах, когда ты стоишь перед моральным выбором, не­лишне будет вспомнить слова великого Л. Тол­стого: «Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


На тему: «ЛОЖЬ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ, ВЫСТАВЛЯЕМАЯ ЗА ПРАВДУ, ГУБИТ ВСЮ ЖИЗНЬ»