На тему: МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО МИРА В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

Наше время — это эпоха рекламных слоганов и сетево­го маркетинга. Человеческие представления о современно­сти сузились до понятий «мода», «престижность», «эксклю­зив» и т. п. Человек старается идти в ногу со временем, что означает не пропустить последних новинок телевизионной рекламы, телевыпусков «Магазин на диване» или предло­жений интернет-магазинов. Что это — непродолжитель­ное умопомешательство, которому не стоит придавать значе­ния, или серьезная проблема, которая приведет к серьез­ным последствиям?

Попробуем

разобраться. Еще в середине 60-х годов XX ве­ка на Западе возник термин «поп-арт» — популярное ис­кусство. Лозунгом поп-арта стали слова: потребитель — это деидеологизированная личность общества «массового потребления». Для поп-арта «массовое» означает «народ­ное».

Поп-арт стал художественным удовлетворением «тоски по предметности». Грубый мир материальных вещей поп — арт наделяет статусом художественных произведений. Сторонники поп-арта утверждают, что любой предмет в определенном контексте теряет первоначальное значение и превращается в произведение искусства.

Поэтому

глав­ным принципом поп-арта становится эстетизация мира ве­щей. Художники стремятся добиться броскости, наглядно­сти и доступности понимания. А в качестве художествен­ных экспонатов выступают автомобили после аварии, ком­позиции из старых фотоснимков, обрывки старых газет и театральных афиш, старые ботинки, отработавшие элект­ромоторы и многое другое.

Поп-арт имеет свои разновидности. Одна из них назы­вается оп-арт — художественно организованные оптиче­ские эффекты, комбинации линий и пятен. В оп-арте глав­ный упор делается на светоцветовую среду и атмосферу вокруг человека, создаваемую с помощью световых и оп­тических эффектов с применением линз и зеркал.

Идеальную личность поп-арт видит в человеке-потребителе, который поглощает массовую продукцию и кото­рому эстетизированные натюрморты рекламных компози­ций разных ходовых товаров заменяют идеологию. Поп-арт подменяет слова товарами, литературу вытесняет вещами, красоту заменяет полезностью, а духовные потребности — жаждой материального, товарного потребления. Нетрудно сделать вывод, что поп-арт ориентирован на массовую не­творческую личность, лишенную самостоятельного мыш­ления и заимствующую свои мысли из рекламных роликов и средств массовой информации.

Такая личность програм­мируется поп-артом на исполнение заданных ролей поку­пателя и потребителя, которые послушно сносят отчуж­дающее воздействие современной цивилизации.

Теперь самое время вернуться к нашему первоначаль­ному вопросу. На мой взгляд, нынешняя ситуация — это умопомешательство, вызванное данью западной моде. Че­ловек на то и человек, чтобы утолить жажду вещизма и вернуться к самому себе. Но и полностью пренебрегать проблемой, по-моему, не стоит. Наша история знает много примеров того, как простого человека ставили в зависи­мость от вещей.

Вспомнить хотя бы моду на советские по­дарки — красные революционные шаровары, пистолеты, сабли, портсигары, шкатулки, которые впоследствии вы­росли до государственных квартир, дач и персональных автомобилей. Ценностью подарка определялся обществен­ный статус человека, его значимость. Вспомните, как в повести В. Войновича «Шапка» один из писателей реагиру­ет на то, что только ему досталась шапка из кролика, а всем остальным писателям из дорогого меха.

В фильме знаменитого кинорежиссера М. Антониони «Блоу-ап» есть сцена, где показано восприятие поп-музы­ки толпой. Молодежная аудитория постепенно приходит в умопомешательство от неистовых ритмов и эмоциональной атаки поп-музыкантов. Она безумствует, глаза молодых людей становятся почти стеклянными, излучая восторг и обожание.

Зал сотрясают безумные крики и вопли. И в этот момент один из музыкантов в порыве страстной игры сло­мал гитару и бросил в зрительный зал. Слушатели в ис­ступлении рвут сломанный инструмент на мелкие части, и каждый старается получить себе на память сувенир.

Од­ному из них удается завладеть грифом гитары. Он бросает­ся к выходу, за ним устремляется несколько десятков чело­век. С риском для жизни герою удается сбежать. Но когда он оказывается на улице, то начинает совершенно равно­душно рассматривать унесенный гриф, после чего броса­ет на тротуар и уходит.

Фетиш валяется под ногами про­хожих, и никто не обращает на него никакого внимания. Знаменитый режиссер раскрыл опасную суть подобного вещизма как средства привыкания формирующейся лич­ности к безумству массового потребительства и массового отчуждения.




На тему: МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО МИРА В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ