На тему: МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ ДУШИ

…Поэзия Гоголя, его скорбный смех — это не только обвинительный акт против… нелепого существования, но и мучитель­ный крик человека, стремящегося спас­тись прежде, чем его заживо похоронят в этом мире безумцев. Чтобы подобный крик мог вырваться из груди, надобно, чтоб в ней оставалось что-то здоровое, что­бы жила в ней великая сила возрождения. Гоголь чувствовал и многие другие чув­ствовали вместе с ним, — что за мертвы­ми душами есть души живые.

А. И. Герцен

«Мертвые души» — одно из гениальнейших произведений русской

и мировой литературы. Н. В. Гоголь писал поэму не как спокойный со­зерцатель жизни, а как патриот, пламенно лю­бящий Россию и твердо уверенный в ее великом будущем. Автор понимал цену тех огромных сил и задатков, которые скрыты в народе, и поэтому страстно ненавидел все то, что мешало развитию народных сил.

Именно глубокая любовь к России, чувство тревоги за судьбу своего народа питали беспощад­ную сатиру Гоголя в изображении дворянско-кре­постнического мира. В. Г. Белинский в «Мертвых душах» Гоголя видел глубоко патриотическое творение, акт общественного самосознания и пи­сал, что в поэме Гоголь «сделал

великий шаг, что все, доселе им написанное, кажется слабым и бледным в сравнении с ним…».

Поэма Гоголя с потрясающей остротой вскры­ла паразитический характер существования тех нескольких десятков тысяч владельцев крепост­ных душ, которые были основой всего феодаль­но-крепостнического строя. Герои поэмы, сойдя со страниц книги, зажили самостоятельной жиз­нью, превратились в нарицательные имена для обозначения отрицательных явлений бытия. Ти­пические стороны жизни провинциального помещичье-чиновнического общества ярко видны бла­годаря тщательной обрисовке быта помещиков, их хозяйства, семейных отношений, характери­стике положения крепостных. В беседах помещи­ков живые и мертвые души — обыкновенный то­вар: о живых они говорят, как о мертвых, а мер­твых продают, что «пареную репу».

В этом ци­низме проявляется бездушие и паразитизм вла­дельцев «крещеной собственности».

Всем главным героям поэмы Присущи качества, объединяющие их в одно целое. Они связа­ны общностью нравов, привычек, интересов. Все они обнаруживают черты самодовольного пара­зитизма, нравственной опустошенности, эконо­мической беспомощности. В образах героев по­эмы личные свойства и обстоятельства жизни не просто творчески воплощают в себе общие суще­ственные признаки сословной жизни, они выра­жают различные стороны и тенденции социального упадка русской действительности. Гоголь писал: «Герои мои вовсе не злодеи; прибавь я только одну добрую черту любому из них, чита­тель помирился бы с ними всеми».

Кто же они — торговцы мертвыми душами?

«Приятность во всех отношениях» — вот ха­рактерная черта уклада помещичьей жизни Ма­нилова. Бытовая сентиментальность рядового русского помещика выступает как симптом упад­ка, над которым Гоголь смеется. Комизм образа Манилова создается резким контрастом между сентиментальностью, напыщенностью и печатью чина воспитанности помогает герою войти в до­верие.

Россия душ живых в поэме Гоголя — это рус­ский народ. Гоголь изображает народ в его исто­рической конкретности, не скрывая как его ду­ховного убожества, так и покорности, презрения к угнетателям, стремления к воле, способности к творчеству. Принцип разработки образов крес­тьян отличается от разработки образов помещи­ков. Здесь Гоголь более сдержан, не дает развер­нутых характеристик, описаний, но из отдель­ных сцен, эпизодов, скупых, но значимых зари­совок возникает вполне определенный мир крес­тьянской жизни. Так, например, подъезжая к дому Манилова, Чичиков видит безрадостное житье маниловских крестьян. Особенно тяжела жизнь плюшкинской дворни, для которой существует всего лишь одна пара сапог.

Совершенно неудивительно, что крестья­не у Плюшкина, для которых он создал невыно­симые условия, мрут как мухи и бегут куда гла­за глядят. Предельно лаконично создан живой человеческий образ девочки Пелагеи.

С ласковой усмешкой, но вместе с тем с не­скрываемой горечью говорит автор об этом ребен­ке, лишенном детских радостей.

Из мельчайших деталей, попутных замеча­ний, реплик встает во весь рост бесправная кре­постная Россия. Читая раздумья Чичикова о Сте­пане Пробке и других купленных им мертвых душах, читатель понимает, что Чичикову совер­шенно нет дела, где и какой смертью умер мас­тер-умелец, в какой тюрьме сидел дворовый По­пов. Но совершенно ясно, что прижизненная судьба Григория Доезжай-не-доедешь кровно волнует самого автора.

Не ограничиваясь изобра­жением только отсталости, трагического положе­ния народа, Гоголь окидывает взором народную жизнь, стремится изобразить и дать почувство­вать читателю и потенциальные силы народа, его способности к возмущению, в частности, автор отмечает, как бунтовало село Вшивая Спесь.

Впервые высокие качества русского крестья­нина раскрываются в сцене торга Чичикова и Собакевича. Эпизод, помимо комизма сцены са­мой купли, дает представление и о «товаре». Со­бакевич расхваливает своих умерших крестьян.

Понятно, ему нужно выгоднее их продать, но за его словами угадывается и истинный смысл. Мы видим талантливого сапожника, умелого масте­ра экипажей, каких и в Петербурге нет. Талант­ливость, трудолюбие простого русского человека, его физическую силу и выносливость признают и чиновники города: «Пошли его хоть в Камчат­ку, да дай только рукавицы, он похлопает рука­ми, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».

Много в поэме и проникновенных слов об удали, ловкости, живом и бойком уме народа, меткости, выразительности народного слова.

В. Г. Белинский считал, что «Гоголь — вели­кий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России». Н. Г. Чернышевский отме­чал, что Гоголю принадлежит заслуга «прочного введения в русскую изящную литературу сати­рического — или, как справедливее будет назы­вать его, критического направления».




На тему: МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ ДУШИ