МИР МУСОРГСКОГО
Я расскажу вам о любимом композиторе — Модесте Петровиче Мусоргском. Мир Мусоргского огромен. Трепетность лиризма — и беспощадно разящая сатира, тонкое ощущение красоты в природе, в человеке, в искусстве — и умение замечать уродливое, смешное, фиксация сиюминутного эпизода, факта — и тяготение к масштабным историческим действиям, непреодолимое стремление находить все новые художественные формы для каждого произведения…
Все это наводит на мысль: Мусоргский был аналогом Гоголю в русской музыке. Подобно Гоголю, Мусоргский был превосходным интерпретатором собственных произведений, открывающим для слушателей глубины мысли и тонкости художественного рисунка. Вокальное мастерство Мусоргского сопоставимо с его композиторским даром: оно изнутри направлялось то безграничной тонкостью эмоциональной нюансировки, то яркостью и точностью актерской передачи образа.
Ограниченное домашними выступлениями среди друзей, вокально-исполнительское искусство Мусоргского было явлением значительным, ибо продолжало традиции, заложенные Глинкой и ставшие определяющими для национальной вокальной школы: одушевленность вокальной интонации, образность Слова, слияние музыкальной и драматической выразительности. Тонкость, глубина проникновения в художественную сущность исполняемого, яркая образность мышления характеризовали и произведения Мусоргского. Мусоргский-композитор стремился прочь от какой-либо конкретизации, от диктата общепризнанных канонов искусства, от властью установленных законов композиции, взяв для себя за основу принцип максимального приближения музыкального образа к жизненному праобразу.
Мусоргский стремился воспроизвести словом «жизненное явление или тип в форме, им присущей». Отсюда идут новации композитора: его вокальный стиль; его формы, послушные не только логике, музыкальной стройности, но и динамике, движению образа; его гармония; его понимание вокальной миниатюры как сценки, выхваченной из жизни; его оперная драматургия, открытая всеми средствами своими для контактов со словом, жестом, движением.
Дайджест:
- На тему: ЛЮБИМЫЙ КОМПОЗИТОРЛЮБИМЫЙ КОМПОЗИТОР Мусоргский принадлежит к числу тех художников, имя которых не меркнет в веках. Однако путь его творчества к признанию был долгим и сложным: короткая прижизненная вспышка живого интереса и приятия, десятилетия забвения после смерти композитора, а потом внезапная громкая зарубежная слава на рубеже веков, когда оперы Мусоргского появились в редакции Н, А. Римского-Корсакова. Она ... Читать далее...
- По картине И. Е. Репина «Портрет Мусоргского»На картине, художник изобразил знаменитого композитора Мусоргского. По историческим данным известно, что портрет был нарисован в 1881 году, за несколько сеансов. Известно, что в то время, когда рисовался портрет, композитор был смертельно болен, и проходил лечение в военном госпитале Николаевском. Многие критики, считают этот портрет одним из лучших произведений этого художника, так как по их ... Читать далее...
- Краткое изложение Модест Петрович МусоргскийМОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ 1839-1881 Мусоргский — великий композитор-реалист, создатель ярко самобытного новаторского искусства. Художественные взгляды Мусоргского сложились под воздействием революционно-демократических идей 1860-х годов. Композитор видел свою цель в правдивом изображении жизни угнетенного народа, в обличении социальных уродств самодержавно-крепостнического строя. Эту цель он преследовал и обращаясь к переломным периодам русской истории. «Прошедшее в настоящем — вот ... Читать далее...
- На тему: Отображение творчества Гоголя в искусствеОсвещая эту большую тему, я должен рассказать о том, что Гоголь с детства любил народные песни и тонко их понимал. Об этом говорится в монографии В. Беркова «Гоголь и музыка» и статье И. Злотниковой’, а в книге Г. Тюменевой «Гоголь и музыка» освещается работа Гоголя по собиранию украинских народных песен. Учителю следует подчеркнуть их роль ... Читать далее...
- Краткое изложение Юрий Александрович ШапоринЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШАПОРИН 1887-1966 Шапорин — один из старейших советских композиторов. Его произведения, отмеченные высоким мастерством и ярким национальным колоритом, связаны с реалистическими традициями русской музыкальной классики. Особый интерес Шапорин питает к воплощению героико-патриотических идей, тем и образов. Он воспевает романтику подвига, мужество, богатырскую мощь и величие духа русских людей. Юрий Александрович Шапорин родился 8 ... Читать далее...
- О бесправной доле крестьянского ребенкаВ своих песнях, как и в крупных произведениях, Мусоргский стремился отразить жизнь русского народа, его горе и нужду. Неисходной печалью полна «Колыбельная Еремушке» на стихи Некрасова. В словах вступительной строфы, построенной на русских песенных оборотах, — вся доля бедняка И медленное укачивание, которое слышится в ритме этой колыбельной, лишь усугубляет печаль. Только в самом конце ... Читать далее...
- На тему: ЛЮБИМАЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧАЛЮБИМАЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧА Моя любимая телепередача — «Поле чудес». Да, да, не удивляйтесь. Именно эта, как говорят некоторые, примитивная игра, когда ее участники не могут отгадать название популярного овоща или вдруг начинают читать неуклюжие стихи собственного сочинения, петь фальшивыми голосами или наряжать ведущего в форму пожарного. Мама говорит, что когда-то интеллектуальных игр на телевидении было мало, ... Читать далее...
- На тему: ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯЛитература русского зарубежья складывается из трех волн русской эмиграции. Эмиграция первой волны — трагическая страница русской культуры. Это уникальное явление и по массовости, и по вкладу в мировую культуру. Массовый исход из Советской России начался уже в 1919 году. Уехало более 150 писателей и более 2 млн. человек. В 1922 году по постановлению государственного политического ... Читать далее...
- План сочинения на тему: «Маленькие» люди Башмачкин и Червяков«Маленькие» люди Башмачкин и Червяков I. Вступление Гоголь и Чехов — продолжатели темы «маленького человека» в русской литературе XIX века. В то же время каждый из них глубоко индивидуален в трактовке образа «маленького человека». II. Главная часть Своеобразие гоголевского понимания образа «маленького человека» заключается в полемике с романтической традицией изображения героя: А) Гоголь делает героем ... Читать далее...
- На тему: Русская литература 21-го векаРусская литература первого десятилетия XXI века представляет собой огромное дискуссионное поле. Особенностью современной культуры является ее многомерность, одновременность существования разных субкультур. Рядом сосуществуют элитарная и массовая литература, литература «толстых журналов» и сетература. В современной русской литературе жанр превратился из явления канонического в маргинальное. В творчестве писателей XXI века практически невозможно найти чистую жанровую форму романа, ... Читать далее...
- Консультация по написанию сочинения на лингвистическую темуДевятиклассники, вы уже знаете, что написать сочинение на лингвистическую тему можно По шаблону. Вот вариант вступления: » Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст». А это вариант вывода в сочинении: «Могу уверенно сказать, что прав был известный ... Читать далее...
- На тему: «Иронический авангард» как течение «другой» прозы«Иронический авангард» — течение «другой» прозы, которое отталкивается от эстетики «молодежной», «иронической» повести 60-х годов. Но если идти дальше, то генетически «иронический авангард» связан с традицией русской «утрированной» прозы, которая начинается с Гоголя и продолжается в творчестве К. Вагинова, Д. Хармса, Л. Добычина, отчасти М. Булгакова. В произведениях «иронического авангарда» можно выделить типологические черты стиля. ... Читать далее...
- На тему: ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКАЛитература дает колоссальный, обширнейший, глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает человека мудрым. Но все это дается только тогда, когда читаешь, вникая во все ... Читать далее...
- На тему: МУЗЫКА СТИХА В ПОЭЗИИ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»Наверное, с тех самых пор, как человек научился творить, поэзия и музыка неразрывно сосуществуют. Мне даже кажется, что поэзия не могла возникнуть без музыки. Только познав музыкальную гармонию, человек научился сочинять стихи. Музыка способна передать тончайшие оттенки человеческого настроения. В этом она нередко превосходит поэзию. Музыка создает звуки особого свойства, которых нет в природе и ... Читать далее...
- На тему: ИНСТРУМЕНТЫ АКВАРЕЛИСТАИНСТРУМЕНТЫ АКВАРЕЛИСТА Очень важным инструментом акварелиста является палитра. Она должна быть из белого непрозрачного материала, как и белая бумага, для того, чтобы видеть краску на просвет такой, какой она будет выглядеть на бумаге. На ней подбирают краски, тона, на ней строят основу живописного замысла. Палитры бывают пластмассовые, керамические, фаянсовые, фарфоровые, металлические, эмалированные. Вместо палитры можно ... Читать далее...
- Трагизм философских и художественных исканий ПушкинаВопрос о дальнейшем развитии созданной Пушкиным драматургической системы в истории русской национальной драматургии XX-XX веков исследован далеко не достаточно. Нередко при попытках решения этого вопроса становились на путь поисков прямых соответствий, но таковых по целому ряду причин могло и не оказаться. Странно было бы отрицать исключительное воздействие, оказанное бессмертной комедией Грибоедова на последующее развитие русской ... Читать далее...
- Юродивый персонаж трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»Юродивый — центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина » Борис Годунов » . Юродивыми на Руси называли блаженных, отказавшихся «Христа ради» от земных благ и ставших «печальниками» народными. Юродивые вели нищенский образ жизни, ходили в рубищах и обычно носили вериги. В период с XIV по XVI в. юродивые пользовались особым почитанием: многие из них были ... Читать далее...
- На тему: А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТОА ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО… Слово «айсберг» в переводе на русский язык означает «плавающая ледяная гора». Айсберги образуются в результате обламывания концов огромных ледников, спускающихся с суши в воду. Момент образования айсберга — грандиозное и страшное зрелище. Откол сопровождается грохотом, напоминающим пушечную канонаду, а гладкая морская поверхность в это время приходит в сильное волнение. В основном ... Читать далее...
- На тему: Любимая игрушкаЛюбимая игрушка В день рождения подруга подарила мне игрушку, которая стала моей любимой и теперь всегда стоит на полке над письменным столом. Я не сразу поняла, кто это, но как только вспомнила сказки, догадалась. Невысокий плотный человечек с бакенбардами, переходящими в круглую бородку. Большое лицо, голубые глаза, нос картошкой. На нем разноцветная одежда: сиреневые штанишки, ... Читать далее...
- На тему: САТИРА НА ЧИНОВНИЧЬЮ РУСЬ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»Как-то А. С. Пушкин рассказал Н. В. Гоголю о случае, произошедшем в одном из городов Новгородской губернии, где какой-то проезжий выдал себя за чиновника министерства и обобрал под этим предлогом чуть ли не всех городских жителей. Кроме того, однажды сам поэт, будучи в Оренбурге, был принят за секретного ревизора. Эти две истории и стали отправной ... Читать далее...
- На тему: ХЛЕБ НА СТОЛЕ — ДОСТАТОК В ДОМЕХЛЕБ НА СТОЛЕ — ДОСТАТОК В ДОМЕ По-разному звучит слово, обозначающее хлеб, но у всех народов с этим словом всегда связано представление о самом дорогом: о жизни, счастье, труде, достоинстве, чести. С давних пор хлеб ценился как наибольшая святость. «Хлеб на столе — достаток в доме», «Если есть хлеб и вода, — не страшна крестьянину ... Читать далее...
- На тему: Мой любимый цветокМой любимый цветок План — Вступление. Чудо природы. — Что я знаю об этом цветке? — Описание цветка. — Что угрожает цветку? — Заключение. О бережном отношении к чуду природы. Ландыш я считаю чудом природы. Каждый цветок в отдельности — это шедевр, которым можно любоваться и восхищаться. Желтовато-белые колокольчики идеальной формы на тонкой зеленой ножке, ... Читать далее...
- На тему: НОВЫЙ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ДАНТЕ НА ЧЕЛОВЕКАИтальянский поэт Данте Алигьери был, по словам критиков, «последним поэтом средневековья и вместе с тем первым поэтом нового времени». Сохранив в своем мировоззрении многие черты средневековых представлений, он в то же время внес в литературу свежее гуманистическое видение окружающей действительности. Старые устои, традиции, порядки теряли свою актуальность. Миру просто необходимо было новое, свежее слово, новый ... Читать далее...
- На тему: Советский человек — миф и ПРАВДАКогда мы произносим «советский человек», то подразумеваем под этим «русский человек». Но как только вместо определения «русский» ставишь другое — скажем, «немецкий», «итальянский» или «американский», то словосочетание как будто теряет всякий смысл. «Французский человек» — не звучит. Впрочем, не звучат и такие словосочетания, как «украинский человек», «таджикский человек», «казахский человек» или «латвийский человек». Мы скорее ... Читать далее...
- На тему: о чем рассказ суходол Бунина?В рассказе «Суходол» автор продолжает исследование русской души на примере жизни дворянства. По мысли автора, «нигде в иной стране жизнь дворян и мужиков так тесно, близко не связана, как у нас. Душа и тех и других, я считаю, одинаково русская». Именно в таком — не «материальном», а психологическом — аспекте рассматривается Буниным проблема оскудения дворянства, ... Читать далее...
- На тему: Горе-мечтательГоре-мечтатель Все больше машин приходит на помощь человеку. И кое-кто начинает думать, будто они совсем освободят нас от труда. Именно об этом мечтал мой знакомый Фома. Уж так хочется ему, чтобы робот все делал за него! Фома был ленивым, нерадивым и мечтательным мальчиком. И однажды, придя из школы, он увидел настоящего робота на своем диване. ... Читать далее...
- На тему: ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА И ПОЧЕМУ ЕЕ ОБОЖЕСТВЛЯЮТ ЛЮДИ!Порой мы слышим о том, что красота — это единственная сила, способная покорять пространство и время, вдохновляя музыкантов, художников и поэтов; что никто не может устоять перед ее загадочным притяжением. Вслед за Ф. Достоевским произносим мы: «Красота спасет мир». Так сделать ли нам красоту всеобщей истинной религией? Но стоит поразмыслить, и мы приходим к убеждению, ... Читать далее...
- На тему: ЗИМНИЙ ВЕЧЕРЗИМНИЙ ВЕЧЕР Каждое время года прекрасно по-своему. Я, например, люблю бродить зимним тихим вечером по заснеженным улицам и любоваться природой, уснувшей до весны. Я выхожу на улицу. Дышится глубоко и свежо. Деревья покрыты шапками снега. На верхушках — снежные пирамиды. Солнце уже закатилось, и небо на горизонте нежно-розовое. Незаметно темнеет, и на улицах зажигаются фонари. ... Читать далее...
- На тему: СОВЕСТЬСОВЕСТЬ Слово «совесть» довольно часто встречается в нашей речи. Мы говорим о человеке: «Он бессовестный» или «Он совестливый». Часто мы обращаемся к самому себе с тем же вопросом — О совести. Себя охарактеризовать намного сложнее. А ведь именно со словом «совесть» связана вся наша жизнь. Именно на примерах человеческой совести и строятся наши отношения: внутрисемейные, ... Читать далее...
- На тему: Интересная поездкаИнтересная поездка В солнечный майский день мы с классом отправились на экскурсию. Наш путь лежал в самое сердце России, под Рязань, где на высоком берегу Оки привольно расположилось старинное село Константиново — родина С. А. Есенина. Мы познакомились с экспозицией, посвященной жизни и творчеству поэта, посетили дом его родителей и усадьбу помещицы Кашиной, полюбовались раскинувшимися ... Читать далее...
На тему: МИР МУСОРГСКОГО