На тему: Мистика и реализм в повести Портрет, Гоголь

­Мистика и реализм

Одна из особенностей творчества Н. В. Гоголя — видение мира через фантастику. Мистические мотивы присутствуют во многих его произведениях, в том числе в повести «Портрет». Для того чтобы понять их сущность, лучшего всего исследовать их связь с народным творчеством­ и объективной реальностью, которая окружала писателя.

За основу своих произведений Гоголь часто брал народные сказания, которые не имели никаких научных доказательств, и превращал их в целостные истории.

В 30-е годы XIX века тема мистицизма была

для него особенно актуальной. Кроме того, в этот период он часто писал о людях творческих — писателях, художниках, музыкантах. Все это в значительной степени отразилось в его повести «Портрет». В ней автор описал жизнь и судьбы двух художников из разных городов. Несмотря на разницу в характерах, оба они столкнулись с загадочным портретом ростовщика, который приносил всем несчастья.

В том, как они поступили с ним, также проявилась разница характеров героев.

Первый воспользовался им, чтобы разбогатеть, буквально продав душу дьяволу. А Второй, наоборот, предпочел найти и уничтожить портрет, чтобы он больше

не приносил людям беды. Нужно отметить, что мир Петербурга у писателя совершенно реальный и узнаваемый, такой, каким он ему всегда виделся. Однако ради интриги он ввел в него немного фантастических, ускользающих от понимания элементов.

В первой части произведения мы знакомимся с молодым, талантливым художником, который никак не может самостоятельно расплатиться с долгами по квартире.

Чартков А. П. мало зарабатывает и живет в бедно обставленной комнате. Время от времени он скупает понравившиеся ему картины и приносит их домой. Так, он нашел портрет старика-азиата, который при ближайшем рассмотрении был совсем как «живой». Он его приобрел за двугривенный, а в итоге изрядно разбогател, так как из рамы портрета на следующий день выпал мешочек с деньгами.

Чартков этой неожиданной находке обрадовался. Он даже не подумал, чем может обернуться его «богатство».

Вскоре он переехал в роскошные апартаменты, стал одеваться как франт, писать под заказ дорогие картины, не прикладывая особых усилий. Такое положение дел героя устраивало. Но реальность была такой, что ничего не дается просто так.

За свое материальное благополучие он заплатил потерей таланта, а впоследствии и смертью души. Как мы узнали из второй части повести, портрет этот был непростой.

Ростовщик, изображенный на нем, и при жизни приносил людям много бед. Все его должники либо сходили с ума, либо становились жутко ревнивыми, завистливыми. Так или иначе, у них у всех умирала душа. С одной стороны, автор прав.

Часто в погоне за деньгами, мы теряем свои лучшие качества. Но все-таки главной линией в произведении остается мистика, поэтому в конце портрет каким-то странным образом пропадает с аукциона. О его дальнейшей судьбе нам ничего не известно.




На тему: Мистика и реализм в повести Портрет, Гоголь