На тему: Москва и москвичи в романе Мастер и Маргарита, Булгаков

­Москва и москвичи

Роман «Мастер и Маргарита» — подлинная жемчужина творчества Михаила Афанасьевича Булгакова. Писатель создавал его как особую летопись своего времени, по которой можно было бы судить о жизни Москвы и москвичей 1930-х годов. Центральным персонажами, бесспорно, являются Маргарита и Мастер, а также наравне с ними Воланд со своей свитой, литераторы Берлиоз и Иван Бездомный, Га-Ноцри и Понтий Пилат.

Но это еще не все. Примечательно то, что самый значимый роман Булгакова буквально перенаселен действующими лицами. В

нем более ста персонажей, наделенных именами и, по подсчетам исследователей, более пяти сотен персонажей в целом.

Это и участники Дома Литераторов, и работники театра, и зрители магического шоу Воланда, и представители древней эпохи, и гости на балу у сатаны, и работники издательства, прислуга и соседи Маргариты, и многие другие.

После выхода романа в свет появилось такое устойчивое выражение, как «булгаковская Москва», подразумевающее определенную часть столицы и присущие ей людские характеры. Каким же автор видит город, в котором он живет? Михаил Афанасьевич никогда не отличался оптимизмом насчет людских

качеств, поэтому он в полной мере обрисовал все человеческие пороки и мнимые ценности.

По двум сюжетным линиям можно понять, что человечество мало изменилось с романских времен.

Как тогда, так и сейчас люди жаждут зрелищ и хлеба. Две тысячи лет тому назад в древнем городе Ершалаиме честный и ни в чем неповинный человек был приговорен к смертной казни. Тысячи любопытствующих людей, не пугаясь жары, следовали смотреть на эту казнь.

Затем автор переносит нас в Москву первой половины XX века, когда перед театром стоит многотысячная толпа, желающая увидеть магические трюки знаменитого профессора из-за границы.

Ведь неслучайно Воланд прибыл в Москву в этот период. Для справки он собирал свидетельства о нынешнем состоянии народа, о его ценностях и предпочтениях. Он еще раз убедился, что людей все также интересуют деньги и материальные ценности.

На повестке дня стоит «квартирный вопрос», взяточничество, желание заработать легкие деньги или вмиг разбогатеть. Вот они ценности современной Москвы!

Зрители «Варьете», не раздумывая, набрасываются на денежный поток, посыпавшийся с потолка после магического сеанса Воланда. В наказание, после представления, мессир превращает их в обычные бумажные ассигнации. Председателя жилтоварищества, который ему сразу не понравился за склонность брать взятки, он с помощью своих верных подельников подвел под суд.

А женщин, которые участвовали в показе мод в театре «Варьете», отправил домой в неглиже.

Несмотря на многочисленные попытки что-то исправить, визит Воланда так и не изменил ситуацию в городе, а лишь внес некую сумятицу в жизнь горожан. К сожалению, человеческую сущность вряд ли что-то способно изменить. Как говорит сам «повелитель тьмы», «Люди как люди, такие же, как и раньше».

Единственные, кого он выделяет из толпы и берет с собой в вечность, это искренне любящие друг друга Мастер и Маргарита — люди, пожертвовавшие всем, ради того, чтобы быть вместе.




На тему: Москва и москвичи в романе Мастер и Маргарита, Булгаков