На тему: Мотив дороги в сюжете и композиции повести «Котлован»
Мотив дороги в сюжете и композиции повести «Котлован»
«Эх, дороги, пыль да…» Туман, впрочем, в мире Платонова бывает не очень часто, зато пыль, которая «скучно лежала… на безлюдной дороге», встречает читателя уже на первой странице «Котлована». Мотив дороги — сквозной мотив всей русской классики, прочно укорененный в литературной традиции. Дорога имеет сюжетообразующее значение и определяет композицию «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева, «Мертвых душ» Гоголя, «Очарованного странника»
Посмотрим, как развивается и трансформируется классический литературный мотив в прозе А. Платонова.
Герой-странник — наиболее характерный тип героя в прозе Платонова. Все его персонажи — Саша Дванов и Копенкин из «Чевенгура» , Назар Чагатаев из «Джана», Фома Пухов из «Сокровенного человека», Вощев
В «Котловане» дорога становится еще и отправным пунктом сюжета: вышедший с «небольшого механического завода» Вощев «очутился в пространстве», и безвестная дорога привела его к котловану общепролетарского дома. Этот будущий дом становится пространственным и смысловым центром произведения, и все дороги в повести будут вести сюда — к великому миражу строящейся утопии.
Вместе с тем дороги организуют пространство, в котором разворачиваются события повести. Специфика художественного пространства повести состоит в его полной неспособности локализоваться. Характерно платоновскими синонимами к понятию «пространство» становятся «неизвестное место» , «порожнее место» , «сырая вечерняя земля».
Котлован, в котором должен быть заложен фундамент общепролетарского дома, тоже начинает расползаться в пространстве, захватывая овраг и все глубже уходя в землю. Герои повести обитают в мире, лишенном пространственных ориентиров: землекопы и крестьяне «расходятся в окрестность» или уходят «внутрь города», кулаков «ликвидируют вдаль*, сплавляя на плоту вниз по реке. Единственный способ придать осмысленность расползающемуся пространству — проложить в нем дороги, которые, как оси координат, будут упорядочивать взаимное расположение объектов.
Первая дорога, которую проходят все землекопы, ведет из города на котлован: общепролетарский дом строится на окраине города. Другая дорога ведет в колхоз имени Генеральной Линии, куда направляются рабочие для раскулачивания «зажиточного бесчестья». Герои повести все время переходят с места на место: из города присылают новую партию рабочих, в город регулярно наведывается Жачев за продуктами к товарищу Пашкину, из деревни приходит требовать заготовленные по самообложению гробы Елисей, в деревню отправляются Сафронов и Козлов, а за ними Чиклин и Настя, назад к котловану возвращаются Елисей, Жачев и Чиклин с умирающей Настей.
Главная особенность этих дорог в том, что преодолеваются они трудом и терпением. В «трудном пространстве* платоновской прозы дорога перестает быть элементом пейзажа и лишается конкретных примет. Если пушкинская, например, зимняя дорога отмечена «верстами полосатыми* или санным следом, то у Платонова лаконично сообщается: «И так они, спеша, отправились на котлован по зимнему пути*.
Изредка дорожный пейзаж в «Котловане* разнообразят «пыльные, проезжие травы*, «неподвижные деревья*, да мимоходом упоминается о канаве, на край которой садится уставший путник. В мире «всеобщего терпеливого существования* даже дорога, кажется, изнемогает от тоски и печали.
Мучительное преодоление «трудного пространства» лишает платоновского героя дорожных впечатлений, столь значимых для путешественника XIX века. Путевые заметки или «письма путешественника», ставшие самостоятельной жанровой формой в классической литературе, — принципиально антиплатоновский способ повествования о пути героя. Литературная традиция предполагает четкую направленность движения персонажа, именно поэтому отдельные части произведения, например, у Радищева получили заглавия по названиям деревень, через которые проходит дорога.
В «Котловане» географические наименования вообще отсутствуют, и персонаж отправляется не из пункта А в пункт Б — он отправляется в дорогу: » И Вощев ушел в одну открытую дорогу». Цель этого пути — не достижение заранее определенного пункта Б, а поиск «душевного смысла» всеобщего существования и истины, без которой «стыдно жить».
Показателен в этом отношении разговор Вощева с шоссейным надзирателем. Сам выбор собеседника для героя-странника в данном эпизоде, можно предположить, был у Платонова не случаен: разговор о дороге Вощев ведет с человеком, который за нее «отвечает».
— Я бы ушел, но мне некуда. Далеко здесь до другого какого-нибудь города?
— Близко, — ответил надзиратель, — если не будешь стоять, то дорога доведет».
Вощеву жизненно необходимо «дойти до самой сути», а не до конкретного места — отсюда такая неопределенность в его вопросе: «другой», «какой-нибудь», «некуда». Зато в ответе надзирателя точно формулируется сам принцип движения человека в платоновском мире: нужно не стоять — и дорога доведет. Таким образом, путь Вощева не бесцелен — просто цель располагается не в пространстве, а в мире идей.
Но «идти к цели» нужно не метафорически, а в самом прямом смысле — «ступая по дороге».
Дороги же «Котлована» обладают важнейшим «непредметным» свойством — протяженностью во времени. «Его пеший путь лежал среди лета», — отмеряет расстояния повествователь в начале повести; «…они… отправились… по зимнему пути», — последнее упоминание о дороге в Котловане. Компенсацией за утрату физического измерения становится обретение метафизического: дорога — это вечный поиск истины, попытка возвращения к забытым основам бытия.
Мотив дороги, таким образом, в повести Платонова не лишается своих традиционных функций — он задает вектор сюжета и определяет порядок следования событий. Однако меняется значение самого понятия «дорога». У Платонова дорога становится не только пространственным понятием, но и понятием экзистенциальным: ге — рой-странник проходит свою дорогу в вечном, бесконечном поиске смысла, и идти для него — важнее, чем дойти.
На тему: Мотив дороги в сюжете и композиции повести «Котлован»