На тему: МЫШЛЕНИЕ И НАИТИЕ — ДУХОВНОЕ ОРУЖИЕ УМА

В последнее время стало модным многое в жизни того или иного народа объяснять его менталитетом. Ментали­тет — это ум, мышление, образ мыслей, душевный склад целой группы людей, готовность их действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.

Говорят, русская литература XIX века открыла душев­ный склад русского народа и показала его во всей красе — со всеми достоинствами и недостатками. Но мне кажется, что она лишь обобщила накопленный опыт. Ведь если спра­ведливо, что ум, мышление находят свое отражение в культуре

народа, то русский образ мыслей проявился уже в средние века. Возьмем, к примеру, первые литератур­ные памятники.

И в «Поучении» Владимира Мономаха, и в «Слове о полку Игореве», и в «Слове о погибели Русской земли» и многих других нашли свое отражение представ­ления наших предков о пространстве и времени, об отно­шении к прошлому, о взаимоотношении Народа и Власти.

Или культурные достижения. Скажем, страсть русских к строительству и украшению храмов. Это было не столько проявлением набожности наших предков, сколько стрем­лением к материализации прекрасного. И литература, и храмостроительство

пришли на Русь из Византии.

Но уже Софийский собор в Киеве, возведенный при Яросла­ве Мудром, имеет отличительные черты, которые прида­ют ему неповторимость и красоту. Они позволяют гово­рить о рождении русского стиля в архитектуре, живописи и каменном строительстве. А знаменитая Царь-пушка Анд­рея Чохова и вовсе представляется мне проявлением рус­ского космизма.

Впрочем, как и крайне противоположное явление, изложенное в знаменитой легенде о Левше, под­ковавшем блоху.

Вопрос о мышлении и наитии в русском мировоззрении — это, на мой взгляд, еще и вопрос о науке и вдохновении. Ведь мышление — это не что иное, как высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объектив­ной действительности. Мышление человека имеет естествен­но-историческую природу и неразрывно связано с прак­тической деятельностью людей.

Формы и законы мышле­ния изучаются логикой, механизмы его протекания — психологией и нейрофизиологией.

Но и в науке русское национальное мышление рожда­ет то, что соответствует всему русскому образу жизни. Достаточно вспомнить такие фамилии, как Дежнев, Ха­баров, Атласов, Крашенинников, Челюскин, братья Лап­тевы, чтобы убедиться, что уже в XVII-XVIII веках про­явилось знаменитое русское стремление к необъятной шири, к покорению неведомых пространств, к землеописательству. И вместе с тем — западное начало, привне­сенное Петром I в русский космос. Это он установил жес­ткое начало власти, формы и порядка.

У Запада были за­имствованы индустрия и город — Санкт-Петербург. Он был не тем городом, которые знали на Руси, — Киев, Новго­род, Псков, Смоленск, Владимир, Рязань, Москва. Это было нечто совершенно иное.

Как в русской избе — умень­шенной модели Вселенной — окно является символичным связующим звеном между своим и чужим, враждебным космосом, так и Санкт-Петербург — «окно в Европу» — в русском мировоззрении превратился в место обиталища нечистой силы.

Так на смену Руси пришла Россия. Современный ис­следователь национальных образов мира Г. Гачев пишет: «Поскольку Кесарево начало власти, закона и формы… пришло готовым, как итог и результат, с Запада… закон, аппарат и ихний Логос — рассудок обретают невольно дог­матическую недвижную форму: тезисов, положений веских и жестких: «так надо!» — и послушания науке и логике и идеологии и правой вере: «молчать! Не рассуждать!» — за тебя уже рассудили люди знающие».

В противоположность западному, вернее, теперь уже западническому, русский ум — это Логос воли-свободы, поиска пути и смысла жизни, Широко представленный как в русском фольклоре, так и в русской классической литера­туре. Кроме того, русская литература пытается соединить два этих начала в русской душе и русском мышлении, преображенном Петром. Тот же Г. Гачев говорит: «Если формула логики Запада, Европы : ЭТО ЕСТЬ ТО-ТО… то русский ум мыслит по логике: НЕ ТО, А… ?.. «Нет, я не Байрон, я другой…»; «Не то, что мните вы, природа…». По этой же логике развертываются события в романе Л. Толстого «Война и мир»: не Наполе­он, а Кутузов.

И тот же принцип в основе творчества Ф. Достоевского: не Рим и Запад, а мы: «В Западной Евро­пе есть прочно установившиеся правила и формы жизни, поддерживаемые во что бы то ни стало ради порядка, считаемые иногда, несмотря на их условность, «священ­ными». А у нас, у русских, «нет святынь из ложного при­страстия». Мы любим наши святыни, но потому лишь, что они святы».

К сожалению, время не имеет обратного хода. Не в нашей власти обратить вспять историю, чтобы вернуться к истинным народным истокам жизни. Мы должны прини­мать как данность тот факт, что Русь, жившая в духов­ном отношении по наитию, превратилась в Россию, соче­тавшую в своей духовности мышление с традиционным наитием.

Да и зачем что-то менять? Ведь и мы никогда не стали бы такими, какие есть, будь что-нибудь по-другому. А кроме того, именно благодаря рождению России наша Родина стала великой и могучей страной, о которой знают во всем мире и с которой считаются.




На тему: МЫШЛЕНИЕ И НАИТИЕ — ДУХОВНОЕ ОРУЖИЕ УМА