На тему: Народная жизнь в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» чрезвычайно ши­роко охватывает народную жизнь пореформенной Руси. Некра­сов пытается найти ответ на мучавший его вопрос: «Народ осво­божден, но счастлив ли народ?»

Форма путешествия в поисках счастливого человека давала возможность создать панораму крестьянской Руси, изобразить все социальные слои, показать пеструю действительность рос­сийской жизни после реформы 1861 г.

О положении народа красноречиво говорят названия мест, из которых идут крестьяне-правдоискатели. Они «временнообя­занные»

«Подтянутой губернии уезда Терпигорева Пустопорож­ней волости из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Ра­зутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки тож». Со­циальный смысл названий заостряет внимание на бедственном положении народа, счастье которого «дырявое, с заплатами, кровавое с мозолями». Среди крестьян правдоискатели и не пы­таются найти счастливого.

Жизнь дореформенной Руси обрисо­вана в песнях «Барщинная», «Голодная», «Солдатская», «Весе­лая», «Соленая». Ее олицетворением становится мужик Кали­нушка, у которого

С лаптя до ворота Шкура вся

вспорота,

Пухнет с мякины живот,

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый Еле Калина бредет.

Но и послереформенная действительность ненамного лучше: те же голод, нищета, изнурительный труд, произвол властей.

Некрасов показывает, что даже в таких условиях сохраняют­ся лучшие народные качества — трудолюбие, сострадание и со­чувствие к другим, стойкость, ненависть к рабству.

Поэт рисует несколько типов крестьян, включающих все мно­гообразие отдельных характеров. Прежде всего это те, кто спосо­бен задумываться над своим положением, задавать вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» В них уже разбужена мысль, заставляющая доискиваться истины. Это семеро мужиков-правдоискателей, которые вначале понимали счастье как «покой, богат­ство, честь».

Однако эти критерии ставятся под сомнение с появ­лением Якима Нагого. Он понял, кому достаются плоды крестьян­ского труда; понял и то, что не деньги приносят счастье — во время пожара он спасает не целковые, скопленные за долгие годы, а «картиночки» — духовную ценность.

Еще один тип крестьян — борцы за народ. Таковы Савелий — богатырь святорусский, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр.

Савелий — стихийный народный бунтарь, оправдывающий бунт крестьянской философией: «Недотерпеть — пропасть, пе­ретерпеть — пропасть». Савелия не сломили ни каторга, ни жиз­ненные лишения. Он «гнется, да не ломится, не ломится, не валится».

Его слова «Наддай!» звучат призывом к борьбе против угнетателей.

Ермил Гирин своей жизнью опровергает первоначальные представления о счастье крестьян-правдоискателей. Он был ста­ростой, имел все, что надо для счастья: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но защищая народные права, он попадает в острог. Меняется идеал счастья в сознании крестьян:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси!

В сказе «О двух великих грешниках» разбойнику Кудеяру про­щаются все грехи за то, что он убил пана Глуховского, издевав­шегося над народом. В этом сказе звучал призыв к открытой борьбе с царизмом.

Некрасов, создавая образы крестьян-борцов, подчеркивает стихийность их борьбы как ответ на притеснения помещиками. Но поэт отмечает тенденцию народной жизни — пробуждение сознания крестьян.

В поэме большое место занимает образ женщины-крестьянки Матрены Тимофеевны. История ее жизни типична — она от­дельными штрихами, эпизодами рассредоточена в стихах Не­красова. В Матрене Тимофеевне «нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой».

Но эта женщина сохранила достоинство, не превратилась в бессловесную рабыню. На любую несправед­ливость она отвечает действием, находит выход из самых драма­тических ситуаций. В ней растет протест: «Я потупленную голо­ву, сердце гневное ношу».

Идеи борьбы зреют не только в отдельных героях, но и в массах, и переходят в бунты:

… иногда пройдет Команда. Догадаешься:

Должно быть, взбунтовалося В избытке благодарности Селенье где-нибудь!

Некрасов не идеализировал русское крестьянство. Он пока­зывает, что среди крестьян есть и пьяницы, и лодыри, и бес­словесные рабы. Но особенно возмущает поэта холопство, доб­ровольное рабство.

С негодованием он рисует образы «счастли­вого» «холопа примерного Якова верного», чувствительного хо­луя И пата.

Встречи с разными людьми изменяют представления крестьян — правдоискателей о счастье. Происходит постепенное духовное рас­крепощение крестьян. В главе «Пир на весь мир» появляется образ «народного заступника» Гриши Добросклонова, интеллигента-разночинца, революционера, знающего, в чем состоит его сча­стье: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего».

Гри­ша не боится за «честное дело» пойти на испытания. Он видит пробуждение народа и это наполняет его радостью:

Рать подымается Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая!

Мужики прислушиваются к Грише, но последнюю песню «Русь» они не слышат, иначе

Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Образом Гриши Добросклонова Некрасов отвечал на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?»




На тему: Народная жизнь в поэме «Кому на Руси жить хорошо»