На тему: «Небо» и «земля» в лирике Лермонтова
«Небо» и «земля» в лирике М. Ю. Лермонтова
В философской лирике М. Ю. Лермонтова ощутима вера в потусторонний мир. Поэт признает доземное и послеземное существование души. Однако земная жизнь и жизнь вечная в творчестве Лермонтова противопоставлены — это вечная антитеза земли и неба в его стихах:
Чем ты несчастлив? —
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо — Звезды и небо! — а я человек!..
Антитеза земли и неба доведена у Лермонтова до крайних пределов, в основе ее лежит принцип
Но он стремился постигнуть религиозный смысл жизни. И «принес землю на заклание небу. Небом он мерит землю, ангелами — людей».
Отсюда — резкая контрастность в произведениях поэта, дисгармоничность сознания его лирического героя.
Земля и небо у Лермонтова противостоят друг
Над землей же, этим гнездом «разврата, безумства и печали» царит «гигант всесильный» — смерть. И образ ее становится порой кошмаром для поэта.
Вместе с тем, он страстно привязан к земле, душой его владеет «неудержимая жажда бытия»:
Как землю нам больше небес не любить?
Нам небесное счастье темно;
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно.
В другом стихотворении — «Молитва» — поэт вновь говорит о своих земных привязанностях. В произведении кольцевая композиция. В первой части стихотворения герой обращается к всевышнему, мы видим своеобразное покаяние его, где он рассказывает о своих заблужденьях, волненьях, страстях.
Молитва о прощении здесь как будто отходит на второй план. Причем рассказ о «грехах» представляет собой своеобразную смысловую градацию: «мрак земли могильный С ее страстями я люблю», «редко в душу входит Живых речей твоих струя», «В заблужденье бродит Мой ум далеко от тебя», «лава вдохновенья Клокочет на груди моей», «дикие волненья», «мир земной мне тесен», и, наконец, наивысший грех — поэзия стала кумиром героя. Вторая часть — это просьба освободить его от «страшной жажды песно — пенья», которая заменяет ему Бога. И в финале поэт вновь обращается к небу:
От страшной жажды песнопенья Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.
Но что же представляет собой иное бытие? Это особый мир, где нет суетности, злобы, жестокости. Душа поэта с детских лет «чудесного искала», стремилась оторваться от земли.
Небо, звезды, луна — неизменные атрибуты любимого пейзажа Лермонтова. Во многих стихотворениях поэт изображает, как душа освобождается от своих земных качеств в загробном мире и преображается:
И смерть пришла, наступило за гробом свиданье,
Но в мире новом друг друга они не узнали.
Однако это преображение, утрата человеком своих индивидуальных качеств — все это пугает поэта, и поэтому зачастую он чувствует свою отдаленность и от земли, и от неба, а порой и вовсе отрицает загробный мир.
Как замечает С. В. Шувалов, М. Ю. Лермонтов признает и существование Бога, который всезнающ, всесилен, но вместе с тем Бог — грозный судья, ответственный не только за добро, но и зло, дарящее на земле.
Поэтому во многих произведениях поэта звучат богоборческие мотивы. Он часто обижается на свою судьбу, Бог не дает сбыться надеждам его юности:
Зачем так горько прекословил Надеждам юности моей.
Основное чувство лирического героя этих стихотворений — душевная усталость, готовность обрести иной мир, горестное сознание пустоты своего земного существования:
Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята Душа усталая моя…
В известном стихотворении «Благодарность» поэт иронически благодарит Бога «за горечь слез», «за месть врагов и клевету друзей» и просит у Творца скорейшего избавления — смерти:
Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне Недолго я еще благодарил.
Отметим, что особенностью религиозного чувства Лермонтова было особое отношение к природе. По мнению поэта, Бог присутствует в природе, обращаясь к ней, можно познать ее Создателя. В зрелой лирике поэта мы находим ряд стихотворений, проникнутых искренней верой: «Ветка Палестины», «Молитва» , «Ребенку». Душа лирического героя через созерцание природы здесь вновь устремляется к небу:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
Таким образом, смысл земной жизни, по мысли поэта, — в выявлении человеком его божественной сущности, в осуществлении справедливости, в исканиях и полноте земной жизни.
На тему: «Небо» и «земля» в лирике Лермонтова