На тему: НРАВЫ И ОБЫЧАИ БОЕВОГО ТОВАРИЩЕСТВА
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» мастерски описаны нравы и обычаи славного запорожского казачества, этой «широкой, разгульной замашки русской природы».
Возникло казачество в XV веке, когда «вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек».
Сечь представляла собой необыкновенное явление: «Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший
Новичок торжественно принимался в казацкие круги, если переплывал Днепр против
Женская нога никогда не ступала на территорию Сечи. Таким был закон. Если бы кто-то нарушил закон и привел сюда женщину, его бы нещадно покарали. То, что позволительно было казаку за границами Сечи, тут не разрешалось.
Раз и навсегда установленные товариществом правила оставались неизменными на протяжении всего существования Сечи. Точно так же строго наказывался проворовавшийся казак: «его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которой всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть». Но суровее всего запорожцы наказывали убийц: вырывали яму, опускали туда живого убийцу, а сверху ставили гроб с телом убитого.
Потом обоих засыпали землей.
Никогда никто не спрашивал у того, кто впервые пришел на Сечь, откуда он, как его зовут, что привело его. Церемония приветствия была легка и проста: «Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа веруешь?» — «Верую!» — «И в церковь ходишь?» — «Хожу». — «А ну, перекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хорошо», — отвечал кошевой».
Церемония заканчивалась, а новичок отправлялся в курень, который выбирал по своему усмотрению. Слово «курень» употребляется в повести в двух значениях. Первое — помещение, в котором жили запорожцы, второе — военная единица.
На момент, когда приехал Бульба с сыновьями, Сечь состояла из шестидесяти куреней, «которые походили на отдельные, независимые республики». Нередко курени дрались между собой: «Курени покрывали площадь и кулаками ломали друг другу бока, пока одни не пересиливали наконец и не брали верх, и тогда начиналась гульня». В руках у куренного атамана, которого называли батьком, были на сохранении деньги, одежда, топливо.
Но власть в Сечи невозможно было удержать в руках надолго. Если, например, кошевой начинал вызывать недоверие большинства, он переизбирался. Процедура переизбрания была довольно проста. Под гром литавр казаки собирались на площади в кружок.
Обязательным было присутствие старшины: кошевого с палицей в руке, судьи с восковой печатью, писаря с чернильницей и есаула с жезлом. Казаки приказывали тут же отдать им палицу — знак достоинства кошевого.
Затем предлагались новые кандидатуры. Все кандидаты, услышав свое имя, тотчас же выходили из толпы, чтобы никто не подумал, будто бы они помогали личным участием в избрании. Новоизбранному кошевому вручалась палица.
По обычаю, необходимо было трижды отказаться от этой чести, и только потом взять палицу. Четверо «самых старых, седоусых и седочупрынных козаков» должны были положить на голову новоизбранному землю, на что тот должен был благодарить товарищей за оказанную честь. Шумное избрание обычно заканчивалось всеобщим ликованием, весельем и гуляньем.
Обычаи запорожцев удивительны, поступки обдуманны и хитры, а язык и выдумки остры и большей частью похожи на насмешку, издевательство. Этой чертой запорожцев можно объяснить и удивительные прозвища, которые они давали своим товарищам: Козолуп, Долото, Кирдюг, Густый, Ремень, Бородавка, Пидсыток и т. д. Запорожец мог посмеяться над смертью, врагами, над самим собой. И это был смех свободного человека, ибо рабы, как известно, не очень любят смеяться.
Между тем существовали понятия, над которыми запорожцы никогда не насмехались. Это христианская вера, это уважение к своим боевым товарищам, достигшим зрелого возраста. Старых седых казаков в Запорожье всегда было мало, большинство витязей гибли в молодом возрасте в пылу битв: «Слишком старых не было на Сечи, ибо никто из запорожцев не умирал своею смертью». Интересуясь судьбой товарищей, Бульба слышал в ответ, «что Бородавка повешен в Толопане, что в Колопера содрали кожу под Кизикерменом, что Пидсыткова голова посолена в бочке и отправлена в самый Царьград».
Без старых опытных казаков не обходилось ни одно казацкое собрание, их слово становилось решающим во многих спорных вопросах.
Таковы были обычаи и нравы запорожских казаков — этих сильных, мужественных, бесшабашных, бесстрашных людей, прекрасно изображенные в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».
На тему: НРАВЫ И ОБЫЧАИ БОЕВОГО ТОВАРИЩЕСТВА