На тему: ОБРАЗ БУДУЩЕГО ДЕКАБРИСТА НИКОЛЕНЬКИ БОЛКОНСКОГО

Первоначальный замысел Л. Толстого при написании романа, который сегодня известен под названием «Война и мир», состоял в том, чтобы воссоздать полувековую ис­торию России — от начала 19 века до 1856 года, когда были амнистированы бывшие декабристы. Но позже пи­сатель внес существенные изменения в свои планы и со­средоточил внимание на событиях начала столетия. Лишь в эпилоге он намекает, что за 1812 годом непремен­но последует 14 декабря 1825 года — восстание на Сенат­ской площади.

Здесь же Л. Толстой называет тех, кто не­пременно будет

среди участников дворянского выступле­ния — Пьер Безухов и Николенька Болконский.

Николенька Болконский — третье поколение кня­зей Болконских, представленное автором на страницах романа. И совсем не случайно по первоначальному за­мыслу Л. Толстого первая глава романа под названием «Генерал-аншеф» должна была рассказать о старом князе Николае Андреевиче Болконском и о том, как его «обошли» за «строптивость» характера.

И старый князь Болконский, и его сын князь Анд­рей — истинные патриоты, беззаветно и бескорыстно служащие родине. Старый князь придерживается прин­ципа, что «есть

только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть две добродетели: дея­тельность и ум». Характеризуя его, Анна Павловна Ше­рер говорит князю Василию: «Знаете, этот известный князь Болконский, отставленный еще при покойном им­ператоре и прозванный прусским королем.

Он очень ум­ный человек, но со странностями и тяжелый».

Истинный патриотизм и беззаветное служение роди­не становятся определяющими в жизни старого князя Болконского после назначения его главнокомандующим по ополчению. Он, «несмотря на старческую слабость… не счел себя вправе отказаться от должности, в которую был определен самим государем, и эта вновь открывша­яся ему деятельность возбудила и укрепила его».

В изображении князей Болконских Л. Толстой сле­дует библейскому постулату: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые… Не может дерево доб­рое приносить плоды худые». Бескорыстен в своем служении родине старый князь; не гонится за чинами и наградами его сын князь Андрей; можно не сомне­ваться, что и самый младший представитель Болкон­ских станет истинным патриотом России.

Жизнь сложилась так, что Николенька Болконский не знал своей родной матери. Не помнит он и отца, у смертного одра которого стоял семилетним мальчи­ком. В последние дни и минуты своей жизни князь Ан­дрей думает: «Да, мне открылось новое счастье, неотъ­емлемое от человека… Счастье, находящееся вне мате­риальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог.

Но как же Бог предписал этот за­кон? Почему сын?..»

На этом вопросе Л. Толстой обрывает размышление князя Андрея. И в этом заключен глубокий смысл. Именно Николенька Болконский должен стать продол­жателем дела отца, будущим декабристом. Его князь Андрей должен послать к людям, как некогда Отец не­бесный послал на землю своего Сына. В библейской традиции предтечей Сына является Иоанн Крести­тель.

Если подобная параллель уместна, то учителем Николеньки, его предтечей, становится Пьер Безухов. Л. Толстой так говорит об этом: «Николенька, который был теперь пятнадцатилетний худой, с вьющимися ру­сыми волосами и прекрасными глазами, болезненный, умный мальчик, радовался потому, что дядя Пьер, как он называл его, был предметом его восхищения и стра­стной любви. Никто не внушал Николеньке особенной любви к Пьеру, и он только изредка видал его. Воспи­тательница его, графиня Марья, все силы употребляла, чтобы заставить Николеньку любить ее мужа так же, как она его любила, и Николенька любил дядю; но лю­бил с чуть заметным оттенком презрения. Пьера же он обожал.

Он не хотел быть ни гусаром, ни георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер. В присутствии Пьера на его лице всегда было радостное сияние, и он краснел и задыхался, когда Пьер обращался к нему».

Когда между взрослыми заходит оживленный раз­говор об общественном настроении в столице и Пьер возмущается аракчеевщиной, а Николай Ростов выска­зывает полное несогласие с ним, «забытый всеми маль­чик с тонкой шеей» Николенька Болконский «радост­но-восторженно смотрел на Пьера». И «всякое слово Пьера жгло его сердце».

Л. Толстой заканчивает роман «Война и мир» сим­волическим сном, который видит Николенька Болкон­ский. Ему снится, будто он с дядей Пьером идут «впе­реди огромного войска», которое по приказу Аракчеева пытается остановить Николай Ростов. Во сне он видит отца, чувствует его одобрение.

Он готов к подвигу и уверенно думает: «Я сделаю лучше. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною».




На тему: ОБРАЗ БУДУЩЕГО ДЕКАБРИСТА НИКОЛЕНЬКИ БОЛКОНСКОГО