На тему: ОБРАЗ «ДУБИНЫ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ»
Л. Толстой одним из первых в русской и мировой литературе воссоздал картины народной партизанской войны и сумел раскрыть ее истинный смысл и значение. С исторической достоверностью и правдивостью великий русский писатель показал, как «дубина народной войны», которая действовала с «простотой и целесообразностью», привела к победе над завоевателями. В действиях партизанских отрядов 1812 года он увидел ту высшую форму единения народа и армии, которая коренным образом изменила самое представление о войне.
Л. Толстой отмечает,
Л. Толстой говорит, что Наполеон, который впервые в своей военной практике столкнулся с подобным явлением, «не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам». Попутно автор замечает: «как будто существуют какие-то правила для того, чтобы
Перед началом Бородинской битвы во время свидания с Пьером князь Андрей говорит, что когда под Смоленском «мы в первый раз дрались… за русскую землю», то «в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы».
К Бородинской битве готовилась не только регулярная армия, но и ополченцы. Один из раненых солдат в обозе, встреченном Пьером по пути в Бородино, говорит: «Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят. Нынче не разбирают…
Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят». Но Пьер понял смысл услышанного только тогда, когда «увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что-то работали направо от дороги».
Скрытая «теплота патриотизма» завладевает Кутузовым, которому докладывают, что мужики-ополченцы надели «белые чистые рубахи, чтобы приготовиться к смерти». Он с умилением и восторгом отвечает на это: «Чудесный, бесподобный народ!» С той же серьезностью и основательностью готовятся к важному решающему событию — Бородинской битве — солдаты и офицеры русской армии. Капитан Тимохин говорит Пьеру и князю Андрею: «Что себя жалеть теперь!
Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят».
После Бородинской битвы все население, как один человек, бросая свое имущество, «потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства». Но и те простые люди — ремесленники и фабричные, что оставались в городе, готовы были встать под знамена защитников родины. Л. Толстой говорит, что «понимание народа было настроено на высокий лад». Люди «не щадя живота, желали послужить» отечеству.
Однако ни губернатор, ни полицмейстер, ни другие высшие чиновники Москвы не имели того же настроения и больше заботились о собственной безопасности.
Несмотря на отсутствие общей команды, после прихода французов Москва была похожа на покинутый улей. Улицы были пусты, никого почти не было. Ворота и лавки все были заперты. Никто не ездил по улицам, и редко слышались шаги пешеходов». Народ самостоятельно позаботился о том, чтобы захватчики чувствовали себя как на пороховой бочке.
Под ними в прямом смысле горела земля. Мужики Карп и Влас и «все бесчисленное количество таких мужиков» не только не везли сена в Москву за большие деньги, но и жгли его. Они жгли все, что осталось от населения и могло пригодиться французам.
Действенную помощь своей армии оказывал народ, уходивший в партизанские отряды. Их тогда были сотни — крупных и мелких, пеших и конных, с артиллерией и просто с рогатинами. «Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов».
Партизанское движение занимает особое место в истории Отечественной войны 1812 года. Сила партизанских отрядов состояла во внезапности нападения, неуловимости для регулярных войск. «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево».
И сколько ни жаловались Наполеон и его маршалы на то, что русские ведут войну «не по правилам», как ни стеснялись при дворе императора Александра говорить о партизанах, «дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил… поднималась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
В романе «Война и мир» Л. Толстой прославил и увековечил на все времена образ «дубины народной войны». Вместе с тем он прославил русский народ, который смело, решительно и безоглядно поднял ее на врага.
На тему: ОБРАЗ «ДУБИНЫ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ»