На тему: ОБРАЗ ФЕЛИЦЫ В ОДНОИМЕННОЙ ОДЕ Г. Р. ДЕРЖАВИНА
«Фелица» — одно из лучших созданий Державина. В ней полнота чувства счастливо сочеталась с оригинальностью формы, в которой виден русский ум и слышится русская речь. Несмотря на значительную величину, эта ода проникнута внутренним единством мысли, от начала до конца выдержана в тоне.
Олицетворяя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки.
В. Г. Белинский
Г. Р. Державин посвятил немало произведений представителям верховной государственной власти: монархам,
К лучшим стихотворениям гражданского цикла принадлежит ода «Фелица», посвященная императрице Екатерине II.
Образ и имя Фелицы, мудрой и добродетельной киргизской царевны, взят автором из «Сказки о царевиче Хлоре», которую сама императрица написала для своего внука, будущего императора Александра I. В этой сказке рассказывалось о том, как киргизский хан похитил
В начале 80-х годов XVIII века, когда создавалась «Фелица», Державин еще не был близко знаком с императрицей. Он знал о Екатерине только по «слуху» и искренне верил в то, что она на самом деле является той, за кого стремится себя выдать, — хранительницей наук, скромной и справедливой царицей, свято чтящей законы и заботящейся о благе народа, разделяющей с простыми людьми все их нужды и проблемы. Потому в основе своей стихотворение выдержано в духе похвальной оды, превозносящей заслуги государыни.
В то же время ода Державина во многом отличается от традиционных в те времена хвалебных стихотворений.
Новаторство автора проявляется и в соединении жанров — оды и сатиры, и в применении нового размера и новой рифмы, и в сочетании высокого и низкого стиля, и в новизне общественно-политических взглядов писателя. Но основное отличие заключается в самой трактовке образа правителя.
Образ Фелицы у Державина — многоплановый. С одной стороны, она — просвещенная монархиня, с другой — частное лицо. Впервые автор позволяет себе подробное описание облика Екатерины, ее привычек, образа жизни, особенностей характера:
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем И всем из твоего пера Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра.
Не слишком любишь маскарады,
А в клоб не ступишь и ногой;
Храня обычаи, обряды,
Не донкишотствуешъ собой…
При этом следует сказать, что термин «донкишотствовать» у Державина означает нарушение принятых в обществе обычаев и приличий. Подобное поведение было присуще многим публичным людям до Екатерины. И автор искренне восхищается мудростью новой императрицы, которая стремилась во всем следовать «обычаям» и «обрядам».
Говоря о монархине, поэт не прибегает к обобщениям, как это делали до него другие писатели. Он подробнейшим образом останавливается на вполне конкретных заслугах правительницы: на ее покровительстве торговле и промышленности, на вкладе в развитие наук и ремесел.
В представлении Державина Екатерина — тот «бог»,
Который даровал свободу В чужие области скакать,
Позволил своему народу Сребра и золота искать;
Который воду разрешает И лес рубить не запрещает;
Велит и ткать, и прясть, и шить;
Развязывая ум и руки,
Велит любить торги, науки И счастье дома находить.
Основываясь на содержании «Наказа комиссии о составлении проекта нового Уложения» , написанного императрицей, автор «Фелицы» наделил свою героиню тактом, справедливостью, милосердием и снисходительностью:
Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачества сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного;
Проступки снисхожденьем правишь,
Как волк овец, людей не давишь,
Ты знаешь прямо цену их.
В отличие от своих предшественников и предшественниц, Екатерина не использовала изощренные приемы устрашения подчиненных. Она сознательно отказалась от нелепых гонений за «преступления против величества», выражающиеся в необдуманно сказанном слове или неосторожном обращении с «образами» и атрибутами монарха: портретами, книгами, указами и т. п. При ней простым людям можно было «и знать и мыслить», позволено было «и быль и небыль говорить», при этом не опасаясь сурового наказания.
Поэт, подобно другим авторам, противопоставляет современное царствование предыдущему, указывая на положительные нововведения. Но при этом он высказывается предельно конкретно, используя выразительные бытовые детали.
Прославляя императрицу за ее мудрые и милосердные указы, Державин отмечает, что теперь простым людям можно было спокойно
… пошептать в беседах И, казни не боясь, в обедах За здравие царей не пить.
Там с именем Фелицы можно В строке описку поскоблить
Или портрет неосторожно Ее на землю уронить.
Заслугами императрицы являются у Державина и усмирение войн и разногласий, и то, что она в своих гуманных поступках подобна самому Богу, который бедных и убогих «покрыл, одел и накормил», который делает только добро, «больных покоит, исцеляет», справедливо творит «и милости, и суд».
Главными добродетелями Екатерины автор рисует милосердие, справедливость, «совесть с правдой», мудрость в принятии решений, указов, законов, скромность, доброту. Ее правление представляется настоящим раем на земле:
Стремятся слез приятных реки Из глубины души моей.
О! коль счастливы человеки Там должны быть судьбой своей,
Где ангел кроткий, ангел мирной,
Сокрытый в светлости порфирной,
С небес ниспослан скиптр носить!
Однако при всей восторженности поэта, восхваляющего заслуги монархини, в описании образа императрицы иногда прослеживаются иронические нотки. Фелица «просвещает нравы», пишет «в сказках поученья», но при этом автор указывает, что поэзия ей «любезна… как летом вкусный лимонад». И все же великие добродетели Екатерины вытесняют и перекрывают все ее маленькие недостатки. А преподнесенные в ярком, новом, оригинальном стиле, они становятся еще заметнее и значительнее. Вот почему одна эта ода Державина послужила прославлению политики Екатерины II и усилению ее популярности гораздо больше, чем оды всех официальных одописцев.
Поэт был вызван ко двору, награжден и возведен на пост губернатора.
Императрица ожидала от него новых славословий. Она высказала пожелание, «чтобы Державин продолжал писать в честь ее более в роде «Фелицы». Но поэт, познакомившись ближе с нравами двора и самой монархини и осознав ошибочность своих идеализированных представлений, не мог отойти от правды и создать столь же прекрасный образ императрицы. «Не мог он воспламенить так своего духа, чтобы поддерживать свой высокий прежний идеал, когда вблизи увидел подлинный человеческий облик с великими слабостями».
На тему: ОБРАЗ ФЕЛИЦЫ В ОДНОИМЕННОЙ ОДЕ Г. Р. ДЕРЖАВИНА