На тему: ОБРАЗ КАТЕРИНЫ — РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Наверное, ни одному русскому писателю не уда­лось в своем творчестве обойти вниманием женщину. И какими же разными их описывали! Были среди них и хрупкие барышни, и работящие, выносливые дере­венские бабы.

Но всех их объединяют черты, из кото­рых складывается цельный, обобщенный образ рус­ской женщины. Что же характерно для нее?

Любая героиня произведений русской литературы отличается сильным, независимым характером, умом и волей. Но наряду с этим каждая из них наделена прекрасной, чистой, чуткой, ранимой душой, способной на искренние

чувства. Всем им довелось испытать лю­бовь, и они отдавали ей себя целиком, без оглядки на любые препоны — общественное мнение, социальные законы, любили всем сердцем, жертвуя ради дорогого человека собой.

Может быть, именно поэтому для со­бирательного образа русской женщины характерна и еще одна черта — трагичность.

Особенно ярко это проявилось в литературе девят­надцатого века. Почему же именно в этот период писа­тели так часто обращались к описанию женской души и ее трагедии?

Сильной, и в то же время не чуждой слабостей, де­ятельной и уже несогласной довольствоваться только ролью жены, женщине

трудно было найти свое место в обществе, где процветали лицемерие, ханжество, где считались грехом чувства и добродетелью — их скры­вать. Она была слишком искренней, слишком любя­щей, и в порыве чувств вырывалась за рамки условно­стей. Однако тем самым вступала в противоречие и с законами общества, и зачастую со своими собствен­ными представлениями о нравственности.

Именно это и служило причиной трагедии.

Девятнадцатый век подарил нам и Анну Каренину, и Татьяну Ларину, и, конечно же, Катерину Кабано­ву — героиню драмы А. Н. Островского «Гроза».

Какая же она — русская женщина Катерина?

Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она нахо­дится перед выбором — хранить ли верность нелюби­мому мужу или подчиниться зову сердца. И Катерине кажется, что она уже сделала выбор — пожертвовать своим счастьем ради спокойствия Тихона. Но почему же ей тогда так тревожно, так страшно?

И что привело ее к необходимости такого выбора?

Юность Катерины была счастливой и спокойной, она «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на во­ле». Ее не заставляли ни работать, ни молиться — и то, и другое было ей в радость. Семья ее была набож­ной, всегда «полон дом странниц и богомолок», и их рассказы тоже радовали девушку.

В Бога она верила чисто и искренне, нравилось ей бывать в церкви: «Точ­но, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». И, как многим счастливым и добрым людям, ей часто снились прекрасные цветные сны.

Как же получилось, что такая девушка попала в семью Кабановых? Возможно, причиной стали деньги или воля родителей — так или иначе, Катерина не любила и не любит Тихона. Варвара сочувствует ей: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось». В то время Катерина вообще никого не любила, «смеялась только».

И смех обер­нулся для нее несчастливым замужеством. «Я у вас завяла совсем» — жалуется она Варваре, единствен­ному своему другу в семье Кабановых. Вроде и горят по ночам лампадки в чужом доме, как и в родном, и богомолки-странницы рассказывают, что видели в дальних краях, а радости нет. Купчиха Кабанова, свекровь, напрасно обижает Катерину; впрочем, так же строга она и с собственными детьми — Тихоном и Варварой. Это известно всем в городке, за спиной у старухи судачат: «Ханжа, сударь!

Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Сын и дочь Кабановой давно привыкли и к манере матери непрерывно на­ставлять и поучать их, и к незаслуженным обидам, и к отжившим, но все еще уважаемым правилам до­мостроя, которых она придерживается сама и застав­ляет следовать им других. Они не спорят с ней в от­крытую, но Варвара научилась обманывать мать и жить так, как ей хочется; Тихон, внешне почти­тельный, тяготится ее наставлениями, но не решает­ся противоречить. И у того, и у другой выработался своеобразный иммунитет.

Катерина же его лишена, и ей трудно сносить обиды: «Напраслину терпеть ко­му ж приятно!» К тому же в том, что она любит му­жа, ей не удается убедить ни себя, ни других, ей «жалко его очень». «Коли жалко, так не любишь, — говорит ей Варвара то, в чем сама Катерина не реша­ется себе признаться. — Да и не за что, надо правду сказать».

Все стало немило Катерине в доме мужа — вернее, свекрови, полновластной хозяйки всего и всех. Тем бо­лее что к ней пришла настоящая любовь. Возможно, этого не случилось бы, живи она в другой, более добро­желательной атмосфере.

Теперь же это была просто реакция на обстановку, надежда на счастье, мечтать о котором свойственно любому человеку.

Катерина полюбила Бориса, племянника купца Ди­кого, но не сделала ничего, чтобы дать ему это понять. Она боялась и гнева старой Кабанихи, и обиды, кото­рую могла нанести Тихону — ведь он ее любил. Воспи­танная в набожной семье, она считала грехом любить кого-нибудь, кроме мужа.

И Катерина решила даже не видеться с любимым.

Тем не менее страх не покидал женщину. В прибли­жающейся грозе она видела кару небесную, ее повергли в ужас слова сумасшедшей старой барыни: «Вот куда красота-то ведет. Вот, вот, в самый омут!» Катерина как будто заранее предчувствовала свою судьбу, а мо­жет быть, просто понимала в глубине души, что недолго сможет терпеть жизнь в доме Кабановых.

Ничего не предпринимая, она с обреченностью и одновременно с радостью покорилась судьбе, вершительницей которой стала Варвара, мудро заметившая: «А что за охота сохнуть-то!» И когда она устроила влюбленным встречу, Катерина смирилась.

Однако стать счастливой она не смогла: помешало сознание своей вины перед мужем и перед Богом. Ни­кто так и не узнал бы о ее измене, но сама Катерина знала. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу» — предупреждала она Варвару. И не смогла удержать свою тайну в себе. А, признавшись, предпо­чла умереть, но не решилась вернуться в дом свекро­ви.

Как и напророчила старая барыня, красота приве­ла ее в омут.

Напрасна ли была смерть Катерины? Ведь само­убийство называют выходом для слабого.

Нет, слабой Катерина не была. Ее любовь и ее смерть стали протестом против незаслуженных обид, необходимости жить с нелюбимым человеком, против отживших свое устоев провинциального общества, где еще в порядке вещей были законы домостроя, не даю­щие женщине никаких прав и оставляющие очень ма­ло шансов стать счастливой. Сила этого образа в том, что Катерина решилась на безнадежную борьбу за са­му себя.

В этом трагизм не только Катерины, но и любой из тех героинь, черты которых помогли автору драмы сформировать обобщенный образ русской женщины. Их борьба за счастье в окружающем мире слишком часто оказывалась безнадежной. И не только к город­ку, который описал Островский, можно отнести слова механика Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в на­шем городе, жестокие!»




На тему: ОБРАЗ КАТЕРИНЫ — РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»