На тему: ОБРАЗ КУТУЗОВА

Л. Толстой, анализируя позиции и оценки русских историков своего времени, писал, что для них Наполе­он, это ничтожнейшее орудие истории, никогда и ни­где, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства, есть «предмет восхищения и восторга». Кутузов же, человек, который от начала до конца сво­ей деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни одним действием, ни словом не изменил се­бе, пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, является для них чем-то «неопределенным и жалким».

А между

тем трудно себе представить историчес­кое лицо, деятельность которого так неизменно и по­стоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель достойную и более совпа­дающую с волею народа. Еще труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило се­бе историческое лицо, была бы так совершенно достиг­нута, как цель, к достижению которой была направле­на вся деятельность Кутузова в 12-м году».

Так писал великий русский писатель о великом русском полко­водце — Л. Толстой о М. Кутузове в последней части последнего тома романа «Война и мир».

Все герои романа получают

нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться чувством со­лидарности, единения с народом. Поэтому из всех исто­рических лиц произведения автор лишь Кутузова назы­вает истинно великим человеком. Л. Толстой поднимает образ полководца на «высшую человеческую высоту». Он называет его «представителем народной войны» и «представителем русского народа».

Эта характеристика основана на многих посылках. Л. Толстой, например, указывает, что «единомыслие и общее одобрение… со­путствовало народному, противному придворным сооб­ражениям, избранию Кутузова в главнокомандующие». На этом посту русский полководец долго откладывал ре­шающее сражение.

И автор видит причину такого пове­дения Кутузова в том, что «требование народного сраже­ния еще недостаточно сильно высказалось».

Образ Кутузова, созданный Л. Толстым, наделен ка­чествами харизматического лидера. Он обладает авто­ритетом, который основан на исключительных качест­вах личности русского полководца — мудрости, героиз­ме, «святости». При встречах с солдатами Кутузов умеет найти общий с ними язык, нередко пускает в ход забавную шутку, а то и «стариковское добродушное ру­гательство». Вспомним хотя бы сцену, когда после смот­ра войск под Браунау русские солдаты делятся впечат­лениями о нем.

Один говорит: «Как же, сказывали, Ку­тузов кривой, об одном глазу?» Второй отвечает: «А то нет! Вовсе кривой». На это следует ответ: «Не… брат, глазастей тебя, и сапоги и подвертки все оглядел…»

В 1812 году скрытая «теплота патриотизма», чувст­во любви к родине, удесятеренное нависшей над ней опасностью, «лежало в душе каждого солдата», как и в душе их главнокомандующего. Описывая Бородин­скую битву, Л. Толстой говорит, что Кутузов «знал и старческим умом понимал, …что решают участь сра­женья не распоряжения главнокомандующего, …а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он сле­дил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Например, получив известие о пленении маршала Мюрата, он говорит, что еще рано радовать­ся, но вместе с тем «послал адъютанта проехать по войскам с этим известием».

С той же целью поддержания духа армии, который, по мысли Кутузова, составляет «главный нерв войны», в конце дня Бородинской битвы он приказывает напи­сать и зачитать в войсках приказ о завтрашнем на­ступлении. Л. Толстой замечает, что «далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи…; но смысл его слов сообщился повсюду, по­тому что то, что сказал Кутузов, вытекало… из чувст­ва, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как в душе каждого русского человека». И когда простые солдаты услышали то, что хотели услышать и «чему хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись».

Присутствие чувства глубокого патриотизма в Ку­тузове подчеркивается не только в авторских словах, но и в словах главных героев. Так, князь Андрей после встречи и разговора с Кутузовым перед Бородинской битвой обретает спокойствие и душевное равновесие. Он размышляет о Кутузове: «Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запом­нит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит…

А главное, почему веришь ему, — это то, что он русский».

Описывая состояние главнокомандующего перед на­чалом совета в Филях, Л. Толстой говорит, что Кутузов «был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избран главнокомандующим». Ис­ход Бородинской битвы показал Кутузову, что Москва должна быть оставлена ради спасения русской армии, ради выигрыша войны и ради спасения России. И после долгих и мучительных размышлений он взял на себя ответственность за то, что оставил Москву без боя.

И приказ об оставлении Москвы и другие свои дей­ствия Кутузов подчиняет одной цели — одержанию победы над врагом во что бы то ни стало! Не случайно он часто повторяет одну и ту же фразу: «Я заставлю их есть лошадиное мясо».

Л. Толстой говорит о Кутузове, что «действия его, все, без малейшего отступления, все направлены к одной и той же цели, состоящей в трех делах: 1) напрячь все свои силы для столкновения с французами, 2) победить их и 3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска». И лишь когда эти цели были достигнуты, Кутузов прекращает свою деятельность главнокомандующего. Отвечая на свой же вопрос: «Но каким образом тогда этот старый человек, один в про­тивность мнению всех, мог угадать так верно значение народного смысла события, что ни разу во всю свою дея­тельность не изменил ему?», Л. Толстой говорит: «Он смог это сделать, потому что в нем жило народное чувст­во, роднившее его со всеми истинными защитниками ро­дины».

Во всех деяниях Кутузова лежало народное и по­тому истинно великое и непобедимое начало.

Образ Кутузова в романе «Война и мир» Л. Толсто­го — это образ великого патриота. Получив пост глав­нокомандующего, Кутузов употребляет свою неограни­ченную власть не для удовлетворения каких-то своих эгоистических целей, а для бескорыстного служения родине и русскому народу. И с этой точки зрения он на все времена остается примером для тех, кто, получая власть из рук народа, от имени этого же народа начина­ет решать свои личные, узко эгоистические интересы.




На тему: ОБРАЗ КУТУЗОВА