На тему: ОБРАЗ КУТУЗОВА
Л. Толстой, анализируя позиции и оценки русских историков своего времени, писал, что для них Наполеон, это ничтожнейшее орудие истории, никогда и нигде, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства, есть «предмет восхищения и восторга». Кутузов же, человек, который от начала до конца своей деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни одним действием, ни словом не изменил себе, пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, является для них чем-то «неопределенным и жалким».
А между
Так писал великий русский писатель о великом русском полководце — Л. Толстой о М. Кутузове в последней части последнего тома романа «Война и мир».
Все герои романа получают
Эта характеристика основана на многих посылках. Л. Толстой, например, указывает, что «единомыслие и общее одобрение… сопутствовало народному, противному придворным соображениям, избранию Кутузова в главнокомандующие». На этом посту русский полководец долго откладывал решающее сражение.
И автор видит причину такого поведения Кутузова в том, что «требование народного сражения еще недостаточно сильно высказалось».
Образ Кутузова, созданный Л. Толстым, наделен качествами харизматического лидера. Он обладает авторитетом, который основан на исключительных качествах личности русского полководца — мудрости, героизме, «святости». При встречах с солдатами Кутузов умеет найти общий с ними язык, нередко пускает в ход забавную шутку, а то и «стариковское добродушное ругательство». Вспомним хотя бы сцену, когда после смотра войск под Браунау русские солдаты делятся впечатлениями о нем.
Один говорит: «Как же, сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?» Второй отвечает: «А то нет! Вовсе кривой». На это следует ответ: «Не… брат, глазастей тебя, и сапоги и подвертки все оглядел…»
В 1812 году скрытая «теплота патриотизма», чувство любви к родине, удесятеренное нависшей над ней опасностью, «лежало в душе каждого солдата», как и в душе их главнокомандующего. Описывая Бородинскую битву, Л. Толстой говорит, что Кутузов «знал и старческим умом понимал, …что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, …а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Например, получив известие о пленении маршала Мюрата, он говорит, что еще рано радоваться, но вместе с тем «послал адъютанта проехать по войскам с этим известием».
С той же целью поддержания духа армии, который, по мысли Кутузова, составляет «главный нерв войны», в конце дня Бородинской битвы он приказывает написать и зачитать в войсках приказ о завтрашнем наступлении. Л. Толстой замечает, что «далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи…; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало… из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как в душе каждого русского человека». И когда простые солдаты услышали то, что хотели услышать и «чему хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись».
Присутствие чувства глубокого патриотизма в Кутузове подчеркивается не только в авторских словах, но и в словах главных героев. Так, князь Андрей после встречи и разговора с Кутузовым перед Бородинской битвой обретает спокойствие и душевное равновесие. Он размышляет о Кутузове: «Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит…
А главное, почему веришь ему, — это то, что он русский».
Описывая состояние главнокомандующего перед началом совета в Филях, Л. Толстой говорит, что Кутузов «был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избран главнокомандующим». Исход Бородинской битвы показал Кутузову, что Москва должна быть оставлена ради спасения русской армии, ради выигрыша войны и ради спасения России. И после долгих и мучительных размышлений он взял на себя ответственность за то, что оставил Москву без боя.
И приказ об оставлении Москвы и другие свои действия Кутузов подчиняет одной цели — одержанию победы над врагом во что бы то ни стало! Не случайно он часто повторяет одну и ту же фразу: «Я заставлю их есть лошадиное мясо».
Л. Толстой говорит о Кутузове, что «действия его, все, без малейшего отступления, все направлены к одной и той же цели, состоящей в трех делах: 1) напрячь все свои силы для столкновения с французами, 2) победить их и 3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска». И лишь когда эти цели были достигнуты, Кутузов прекращает свою деятельность главнокомандующего. Отвечая на свой же вопрос: «Но каким образом тогда этот старый человек, один в противность мнению всех, мог угадать так верно значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему?», Л. Толстой говорит: «Он смог это сделать, потому что в нем жило народное чувство, роднившее его со всеми истинными защитниками родины».
Во всех деяниях Кутузова лежало народное и потому истинно великое и непобедимое начало.
Образ Кутузова в романе «Война и мир» Л. Толстого — это образ великого патриота. Получив пост главнокомандующего, Кутузов употребляет свою неограниченную власть не для удовлетворения каких-то своих эгоистических целей, а для бескорыстного служения родине и русскому народу. И с этой точки зрения он на все времена остается примером для тех, кто, получая власть из рук народа, от имени этого же народа начинает решать свои личные, узко эгоистические интересы.
На тему: ОБРАЗ КУТУЗОВА