На тему: образ маленького человека, Карамзин

Наряду с образами героя времени в русской литературе всегда присутствовал и образ прямо ему противоположный — образ человека «маленького», заурядного, ничем на первый взгляд не выдающегося. Особенно была внимательна к этому типу реалистическая литература, отчетливо сознавая, что жизнь творят не только выдающиеся личности, воплощающие в себе квинтэссенцию своего времени, но и вечно сущест­вующий незаметный человек массы.

Вероятно, первый, кто в русской литературе обратился к теме маленького человека, был Карамзин. Для него маленький

человек — это крестьянин, который до Карамзина не был изба­лован вниманием русской литературы, не то что в последую­щие годы, когда русский мужик стал основным объектом изо­бражения в творчестве Некрасова, Толстого, Гл. Успенского, писателей-народников и т. д. Карамзин же впервые обратил внимание на этот наиболее угнетенный пласт русского общест­ва.

Но Карамзин подходил к проблеме крестьянина, маленького человека не с социально-политической точки зрения. Заслуга Карамзина была в другом: он впервые увидел и показал в кре­стьянине человека, наделенного всеми теми чувствами, что и образованное сословие.

Для нас эта мысль не нова, но для кон­ца XVIII века она была художественным открытием. В своих произведениях, а особенно в знаменитой повести «Бедная Ли­за», Карамзин показывал, что нежные чувства, искренняя и глубокая любовь, душевные страдания — удел каждого человека, будь он дворянин или крестьянин. Крылатой стала фраза Ка­рамзина о том, что «и крестьянки любить умеют».

Своими про­изведениями Карамзин возбуждал в читателях сентименталь­ный пафос, чувство сострадания к несправедливо униженному маленькому человеку. Эта гуманистическая традиция, заложен­ная Карамзиным, надолго стала определяющей в трактовке те­мы маленького человека в русской литературе.




На тему: образ маленького человека, Карамзин